Слово «карма», пришедшее к нам из древнеиндийских религий, употребляется в массовой культуре и повседневной речи как синоним возмездия или воздаяния. Люди верят, что заработав «плюс в карму» за какое-то доброе действие, непременно получат что-то хорошее в ответ. А за неблаговидный поступок последует наказание: споткнулся и упал, выходя из машины, после того, как нагрубил таксисту — сработала мгновенная карма. Но действительно ли так работает кармический закон? Разбираемся в статье.
Карма — ключевое понятие индуизма, буддизма, джайнизма и других философских и религиозных течений. Учение о ней составляет основу индийской этической философии.
Основой представлений об устройстве мира и места человека в нём для индийской философии — идея о круге сансары. Она гласит о том, что души всех живых существ бессмертны и находятся в постоянной цепочке перерождений и после смерти переселяются из одного тела в другое. Сансара — этот круговорот таких перерождений или реинкарнаций.
Переродиться можно в любом теле: человека, животного, насекомого или даже демонического либо божественного существа. Наилучшим считается человеческое воплощение, потому что в нём возможно через духовные практики и правильное поведение освободиться от сансары. Материальный мир — место, наполненное невежеством, страстями и, как следствие, страданием. В нем страдает даже самый благополучный человек, потому что желания и привязанности неизбежно приведут к неудовлетворенности и потерям. Поэтому цель души — вырваться из череды перерождений. То, в каком теле переродится человек, зависит от совокупности действий его ума, души и тела, накопленных в прошлых воплощениях.
Добрые мысли, чувства и поступки ведут к хорошей карме, злые — к плохой. Согласно джайнизму, она существует как тонкая, не воспринимаемая органами чувств материя или энергия, которая влияет на рождение и дальнейшую жизнь: определяет, в какой семье человек родится, какими будут его здоровье, внешность, успехи. Концепция кармы таким образом объясняет наличие неравенства в мире — за все свои беды человек ответственен сам, хотя и не помнит собственных плохих поступков из прошлой жизни. При этом, нарабатывая хорошую карму, можно улучшить как следующую жизнь, так и текущую. Этим она отличается от судьбы или рока: события предрешены, но не волей внешней силы, а действиями самой души.
Накопление и проявление
Сначала человек формирует намерение, то есть мысленно и осознанно желает чего-то. Следующий этап — реализация. Она выражается в словах или действиях. Заключительный — реакция на действие, которая может усилить или ослабить карму слов или поступка.
Осознанность — важный критерий кармического действия с точки зрения буддизма. То, что совершено ненамеренно, — результат предыдущей кармы. Такие действия могут иметь последствия в нынешней жизни, поскольку карма все еще длится, а новая не создаётся.
Джайнизм трактует карму иначе и считает, что её могут формировать даже осознанные действия. Поэтому джайнские монахи метут перед собой дорогу, чтобы случайно не наступить на жука, заработав этим карму убийства.
Если же на жука случайно наступит буддист, то он накопит негативную карму только когда, например, порадуется смерти насекомого.
Карма проявляется в виде плодов — последствий поступков. Поступок, слово или мысль не приносят плод, полностью равный себе, потому что кармический закон не сводится к принципу «око за око». Действия, усиливая или ослабляя друг друга, создают следы. Когда они повторяются, следы становятся всё четче и постепенно созревает плод. Плоды проявляются в разное время: одни воплощаются только в следующих жизнях, другие — почти мгновенно.
Всегда ли хорошая карма — это хорошо?
Что же происходит, если душе удается выйти из сансары? Буддисты считают, что просветленный человек после смерти не обретает новое тело, а достигает истинной нирваны. Нирвана переводится с санскрита как «абсолютное затишье» («nir-vana») или «прекращение ветра незнания» («nir-va-na»). Это состояния покоя и свободы, невозможное в земном мире.
Индуисты называют состояние выхода из сансары мокшей («moksa» — «избавление, освобождение»). Как и Нирвана, она связана с освобождением от страстей и иллюзий материального мира. Разница в том, что индуисты верят в существование Брахмана — Абсолюта или Божества, и мокша для них означает слияние с ним. В состоянии мокши или нирваны душа свободна от кармы.
Хорошая карма несёт соответствующие плоды. Один из них — возможность духовного роста, которая направляет к освобождению. Чтобы прекратить перерождения, нужно перестать создавать желания, принадлежащие материальному миру. Ведь даже хорошая карма даст хорошую жизнь лишь в человеческом или божественном теле, но не избавит от главного источника страданий.