Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Зачем вернулась уродливая мода нулевых?

Кажется, еще недавно 2000-е были синонимом безвкусицы и пошлости: все с ужасом вспоминали джинсы с низкой посадкой и кеды на танкетке.
Но мода циклична. В 2010-х мы пережили ностальгию по 90-м, потом по 80-м и 70-м, а теперь сделали скачок в 2000-е. Сначала сумки-багеты, яркие заколки и металлизированные ткани появились на подиумах: среди вездесущего минимализма и оверсайза это было авангардом. А сейчас это снова носят все.
Время чтения: 5 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Нулевые вернулись в моду под новым именем — Y2K (year 2000). Эта аббревиатура пришла из мира IT.
В конце XX века программисты боялись, что все компьютеры, запрограммированные обнулять даты до сотен, выйдут из строя в ночь с 1999 на 2000 год. Это называли «проблемой Y2K».
Теперь Y2K — это стиль и интернет-эстетика, основанная на той эпохе.


2000-е — это не только стразы и широкие штаны. Это эпоха «типичной анорексички», стереотипов о блондинках и показной роскоши. Как от экологичности, бодипозитива и clean girl эстетики мы снова пришли к этому?
В 2000-х люди столкнулись с быстрым развитием технологий, политической нестабильностью, экологическими проблемами. Одержимость гламурной жизнью селебрити, глянцевые журналы и реалити-шоу помогали отвлечься. И сейчас происходит то же самое.


Мода 2000-х — это эскапизм, попытка сделать вид, что «все хорошо». И именно это загнало модниц в жесткие рамки. Журналы, ТВ, кино — повсюду транслировались принципы «идеального образа», которые подавались как единственно верные.
Проблема моды нулевых не в неудобных джинсах и каблуках, а в том, что она заставляла людей постоянно чувствовать себя недостаточно красивыми, недостаточно стройными, недостаточно богатыми, недостаточно идеальными.


Сейчас главными амбассадорами Y2K стали зумеры и альфа. В 2000-е они были детьми (или вообще их не застали) и выросли в момент максимальной популярности минимализма, нормкора и оверсайза.
Для них нулевые — это не кринжовые луки Бритни Спирс и Джастина Тимберлейка, а свобода самовыражения и авангардный взгляд на моду. А еще детские воспоминания о футболках с Титаником на дискотеке и фильме «Дьявол носит Prada» по телевизору.
Сейчас у нас как будто появилась возможность пережить ту эпоху по-другому: без предрассудков, обязательных каблуков в любую погоду и требования всегда быть идеальными.
Теперь мы можем наслаждаться стразами и розовым цветом без страха получить ярлык «поверхностной модницы», а плюшевый костюм стал данью моде на комфорт.


Автор: Елизавета Фандорина, философ (РГПУ им. Герцена), кинокритик (СПбГУ), исследователь культуры
2025-06-12 13:18 МОДА