До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое симулякр?

Философия двадцатого века подарила нам множество удивительных концепций: постструктурализм, постмодернизм, ризома, симулякр — и это только малая часть. За каждым из этих понятий скрывается любопытное определение и удивительная история. Симулякр — одна из самых интересных философских идей, пришедших к нам из XX века.
Время чтения: 4 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Платоновские симулякры

Французское слово simulacre имеет латинские корни и означает подобие, образ, копию. Несмотря на то что новый смысл это понятие приобрело благодаря философам XX века, у него долгая история. Она берёт начало в древнегреческой философии.
Платон ввёл понятие «симулякр», чтобы обозначить так называемую «копию копии». В платоновской философии у любой вещи было истинное бытие и суть, или идея. Симулякр — это искажение как бытия, так и идеи вещи. Он может предстать в виде изображения, рассказа, рисунка на песке, картины. То есть симулякр — это не сама вещь, а то, как её интерпретируют, представляют другие люди. Платон полагал, что сами предметы в реальном мире — уже копии относительно своей сути, идеи этих предметов. Поэтому любое их изображение — копия копии.
Сам термин «симулякр» появился благодаря тем, кто переводил тексты Платона на латинский язык. Так «копия копии» поселилась в философии, чтобы в XX веке обрести новые значения.

Симулякры в философии двадцатого века

Часто указывают, что понятие «симулякр» в философию XX века ввёл французский социолог и философ Жан Бодрийяр. Но прежде чем сосредоточиться на бодрийяровском симулякре, стоит сказать, что первым он точно не был. В своём определении симулякров Бодрийяр использовал наработки других французских философов: Жоржа Батая, Жиля Делёза и Пьера Клоссовски.
Жан Бодийяр
Жан Бодрийяр сформулировал понятие гиперреальности. Гиперреальность — это симуляция реальности, невозможность отличить реальность от фантазии. Это та часть общественной жизни, которая выражена искусством, культурой, социальными отношениями. Элементами такой гиперреальности и являются симулякры. Сами по себе они не существуют, а представляют лишь подобие, образы каких-то явлений или вещей.
Примером настоящих симулякров философ считал деньги, моду и общественное мнение. То есть, такие «вещи», которые участвуют в символическом обмене. За деньги человек может купить как телевизор, так и эмоции от посещения кинотеатра. Мода позволяет чувствовать себя частью привилегированного сообщества. Общественное мнение формируется под влиянием многих факторов — от СМИ до реальных обстоятельств жизни в какой-либо стране.

Симулякры вокруг нас

Симулякры можно увидеть повсюду. Это одно из ключевых понятий современной философии. Культура представляет собой набор симулякров. Представление человека о мире — симулякр. Лучше всего это понятие раскрыл фильм «Матрица», ставший гимном бодрийяровскому представлению действительности. Герои «Матрицы» буквально живут в симуляции. Даже когда они пробуждаются ото сна, то не могут быть уверены, что это реальность, а не ещё один уровень, созданный машинами.
Так как симулякр представляет собой лишь образ какого-либо явления или предмета, им легко манипулировать, чтобы повлиять на людей. Самый простой пример симулякра — фейковые новости. Эту особенность отметил ещё сам Бодрийяр. В 1991 году он опубликовал несколько эссе под общим названием «Войны в заливе не было». Обсуждая войну в Персидском заливе, он размышлял, что никто, кроме непосредственных участников происходящих событий, не может знать, что именно там происходит. СМИ транслируют людям лишь картинку, освещая события так, как выгодно определённым политическим силам. Иными словами, они создают совершенно другую реальность, имеющую мало общего с тем, что есть на самом деле.
Там, где в дело вступает возможность интерпретации, возникают симулякры. Речь не только о кино или СМИ, но и о литературе, фотографии, социологии, истории, политологии. Чем дальше от реальности отодвигается интерпретация, тем меньше в ней остаётся настоящего. Фотография может очень точно отражать действительность, но всегда стоит помнить о возможности обработки изображения. Видео фиксирует происходящее, но с помощью монтажа можно показать нечто диаметрально противоположное. А уж когда мы говорим, пересказываем какие-то события своими словами, реальность оказывается полностью в нашей власти. Правильно подобранные выражения могут внушить то, чего вообще никогда не было и быть не могло.
Существует ли какой-то способ совладать с симулякрами? Разве что относиться критически к любой получаемой информации. В эпоху фейковых новостей, создающих гиперреальность, стоит всё время быть настороже.
ФИЛОСОФИЯ