Видеть Николь Кидман в эротических триллерах и драмах не в новинку. Актриса органично смотрится в роли женщин, которые вдруг открывают в себе тайные желания и вкушают запретный плод. За роль в «Плохой девочке» Кидман получила кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале и номинацию на «Золотой глобус». Однако ожидания от фильма из-за его пиар-кампании могут быть слегка завышены. А оттого и разочарование не за горами. В этой статье мы разберемся, каким в итоге получился фильм нидерландки Халины Рейн.
Время чтения: 5 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Служебный роман
Главная героиня Роми — успешная руководительница компании, которую не удовлетворяет муж. На ее работе появляется стажер Сэмюэл, у них закручивается роман. Любовник предлагает Роми игру, в которой на кон будет поставлена ее счастливая жизнь.
Описание сюжета выглядит как типичный эротический триллер, но на самом деле эротика здесь далеко не самое главное.
Режиссер «Плохой девочки» Халина Рейн уже обращалась к теме сексуальности, подавленных желаний и запретных связей в «Инстинкте» — драме о тюремной терапевтке, которая становится одержима своим пациентом.
В новой работе Рейн снова исследует эту тему. Фильм явно претендует на глубину драм Верховена и Ханеке, а Николь Кидман пытается достичь высот Изабель Юппер в изображении сложных героинь, идущих по краю.
Описание сюжета выглядит как типичный эротический триллер, но на самом деле эротика здесь далеко не самое главное.
Режиссер «Плохой девочки» Халина Рейн уже обращалась к теме сексуальности, подавленных желаний и запретных связей в «Инстинкте» — драме о тюремной терапевтке, которая становится одержима своим пациентом.
В новой работе Рейн снова исследует эту тему. Фильм явно претендует на глубину драм Верховена и Ханеке, а Николь Кидман пытается достичь высот Изабель Юппер в изображении сложных героинь, идущих по краю.
«Плохая девочка» цитирует фильмы, которые также исследуют телесность:
«Плохая девочка» перекликается и с «Пианисткой» Михаэля Ханеке. Роми и Эрика похожи в своих зависимостях и желании быть подчиненными. Эрику воспитывала мать-деспот, Роми росла в сектантской общине. Как следствие — обе испытывают интерес к БДСМ-практикам. Однако у Ханеке героиня развивается в экзистенциальном измерении, почти что нащупывая грань между жизнью и смертью. А высвобождение накопившейся сексуальной энергии приводит ее к катарсису. У Рейн Роми так и остается в бытовой плоскости. Здесь запретный секс работает как обыкновенная измена из желания попробовать что-то новое. Оттого «Плохая девочка» кажется забавным опытом, но выглядит гораздо проще на фоне своих референсов.
При этом в «Плохой девочке» почти нет эротизма, хотя фильм и заявлялся как эротический триллер. Секс здесь становится способом рассказать о том, как ощущает себя женщина в современном мире, какие ожидания на нее накладывает общество и как в попытке им соответствовать она подавляет собственные желания.
Хорошая девочка
Оригинальное название фильма — Babygirl, т. е. русский перевод противоположен ему по смыслу. Роми — «хорошая девочка».
Ее жизнь кажется идеальной: у нее есть муж, две дочери, успешная карьера. Проблема только одна: ее подавленные сексуальные желания, которые она не может удовлетворить с мужем. Но и развестись с ним она не может — ведь это разрушит красивую картинку идеальной семьи.
Ее жизнь кажется идеальной: у нее есть муж, две дочери, успешная карьера. Проблема только одна: ее подавленные сексуальные желания, которые она не может удовлетворить с мужем. Но и развестись с ним она не может — ведь это разрушит красивую картинку идеальной семьи.
Хотеть нравиться другим людям нормально: это заложено в нас эволюцией, ведь в одиночку выживать гораздо сложнее. Но социальные установки могут влиять на жизнь настолько сильно только в том случае, если собственная самооценка недостаточно стабильна.
Роми чувствует, будто с ней что-то не в порядке, поэтому для нее так важно чужое одобрение. Из-за этого она подавляет свои желания и ощущает неудовлетворенность, которая и толкает ее в отношения с Сэмюэлом.
Связь с Сэмюэлом нужна Роми, чтобы хоть где-то передать контроль и власть. По одной из теорий, сабмиссивы вступают в такие отношения ради сабспейса — специфического состояния сознания подчиняющегося партнера.
Это состояние наступает из-за того, что ему не нужно ничего решать или оценивать ситуацию. К префронтальной коре мозга перестает поступать кровь, и человек оказывается в состоянии близком к трансу. Так что желание Роми перестать все контролировать практически физиологическое.
Это состояние наступает из-за того, что ему не нужно ничего решать или оценивать ситуацию. К префронтальной коре мозга перестает поступать кровь, и человек оказывается в состоянии близком к трансу. Так что желание Роми перестать все контролировать практически физиологическое.
Для Роми секс — это не близость с партнером или способ получить наслаждение, а инструмент, который позволяет хотя бы на время перестать чувствовать ответственность и связанную с ней тревогу.
Женский взгляд
Измены и БДСМ — совсем не новая тема в кино. Мы уже видели «С широко закрытыми глазами» и «Горькую Луну». Но это был мужской взгляд.
Мужской взгляд — это феномен изображения женщины через призму восприятия мужчин. Здесь женщина выступает не как полноценный персонаж, а как функция: она должна раскрыть характер героя-мужчины, развить его сюжетную линию или просто красиво выглядеть на экране.
Мужской взгляд — это феномен изображения женщины через призму восприятия мужчин. Здесь женщина выступает не как полноценный персонаж, а как функция: она должна раскрыть характер героя-мужчины, развить его сюжетную линию или просто красиво выглядеть на экране.
Халина Рейн в «Плохой девочке» показывает женский взгляд. Женщина здесь не инструмент для получения удовольствия, а личность со своей историей. Мы смотрим на нее не как на объект желания, и это заметно даже в съемке: камера фокусируется на лице, жестах, эмоциях, не делая акцента на теле.
Некоторые критикуют «Плохую девочку» за то, что она показывает, будто современные успешные женщины на самом деле не хотят ничего решать и ищут мужчину, который будет все контролировать. Но Роми вступает в отношения с Сэмюэлом не потому, что хочет подчиняться мужчине. Она хочет одобрения, опоры и поддержки — ведь в обычной жизни ей постоянно приходится что-то доказывать обществу и бороться.
«Плохая девочка» не использует секс ради провокации — поэтому многие остались недовольны, ведь они как раз хотели увидеть что-то провокационное. Этот фильм показывает, что сексуальность — это не только физиология. Это и власть, и способ удержать самооценку, и возможность реализовать потребности из других сфер. Поэтому сексуальность невозможно отделить от всей остальной жизни — даже если для кого-то это всего лишь постыдный секрет.
Автор: Анастасия Тузова, кинокритик (СПбГУ)