Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Чёрный квадрат» Малевича – это все-таки искусство

Малевич написал свою главную картину «Чёрный квадрат» более 100 лет назад, в 1915 году. Однако споры по поводу этой работы продолжаются до сих пор. Одни считают, что это начало нового искусства, другие видят отрицание религии и старого мира, третьи — что Малевич всех «надул» и вообще это гениальный маркетинговый ход.

Давайте разберёмся, почему знаменитая работа Малевича — важнейшее произведение искусства XX века и почему не стоит его недооценивать.

Время чтения: 3 минуты 

Приложение для саморазвития. Скачать

Как появился «Чёрный квадрат»


Впервые «Чёрный квадрат» был показан на выставке «0,10» в 1915 году. Её организовал Иван Пуни, коллега Малевича. На экспозиции «Квадрат» был расположен в красном углу — в месте, где обычно в крестьянских избах располагались иконы. Этот факт сразу даёт нам понять, что художник таким образом утверждает «новую религию».

Картина даже по форме напоминает икону. Дело в том, что обычно у икон есть «ковчег» — углубление на лицевой стороне, часто квадратной формы в рамке. Таким образом, изображение чёрного квадрата — это ковчег, но вместо изображения святого здесь чёрный цвет как символ отрицания старого мира.

Конечно, не каждому с первого взгляда будет понятен замысел художника, и, понимая это, Малевич сопровождает картину брошюрой «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Он подробно объяснил философию своего творческого метода. Давайте познакомимся с её основными тезисами.

Зачем художнику манифест


В брошюре Малевич подробно объясняет, что раньше искусство было просто вавилонским столпотворением. Художники писали «живописные окорока», изображали «композиции развратных баб», «раскрашивали горшки на заборах Малороссии и старались передать философию тряпок».

По мнению художника, предыдущие поколения не знали настоящего творчества, ведь они только подражали действительности. Согласно Малевичу, любое произведение искусства — высказывание некоторой мысли. Но художники традиционно передавали её через изображение объектов реального мира, и это отодвигало идею на второй план, так как зрители при этом больше были заняты сравнением картины с реальностью.


Он предложил новый подход к живописи — изобретенный им супрематизм, в котором идея выходит на первый план. Малевич считал, что искусство должно быть беспредметным, а художник должен отвергать чувства и интуицию и руководствоваться исключительно разумом. Именно поэтому для нового искусства нужны лаконичные геометрические формы— они позволяют преодолеть границы старого искусства и вырваться из чувственного мира.

Для Малевича живопись — это только цвет и форма, а не сюжет, персонажи и предметы. Это настоящий переворот в искусстве, ведь до этого живопись была прежде всего живо-писанием.

Малевич предстает одним из революционеров от мира искусства, которому необходимо изложить свою творческую программу, стоя на трибуне и агитируя избирателей проголосовать за «нового президента», который поведет их к новому искусству. Художник долго шёл к разработке и воплощению своей идеи, последовательно уничтожая основы старого.

Путь к «Чёрному квадрату»


В 1913 году Казимир Малевич, Алексей Крученых и Михаил Матюшин создали футуристическую оперу «Победа над Солнцем». Основная идея постановки заключалась в победе нового технологического мира над старым, природным. Иными словами, на смену солнцу приходит электричество, а будетляне (люди будущего), одетые в геометрические костюмы, побеждают природный мир и заменяют его технологичным.

Цель этой оперы — эпатировать публику — была достигнута. Многие зрители не поняли происходящего, освистали артистов и авторов. Прообраз легендарной картины мы находим среди декораций. Чёрный квадрат с белой каймой символизирует солнечное затмение, наступление нового мира и новой эстетики. Впоследствии Малевич назовет ее супрематизмом.

Однако этот образ появляется и в других работах художника. Например, в «Композиции с Моной Лизой» (1914) он служит частью декораций, которые окружают фигуру Джоконды. Она выступает символом всего ненавистного для Малевича старого искусства, которое подлежит затмению и даже осмеянию (по утверждению художника, к её рту даже был прикреплен окурок, который был потом утерян).

Что он изменил


«Чёрный квадрат» стал иконой современного искусства. Хотя картину до сих пор рассматривают как «затянувшуюся шутку», её значение невозможно переоценить. Малевич представил «ноль искусства», когда произведение не даёт ни положительной, ни отрицательной оценки реальности, а является беспристрастной формой, которая прежде всего показывает тупик живописи.

Многие скажут, что повторить «Чёрный квадрат» сможет каждый. Но то же самое можно сказать и о «Моне Лизе» Леонардо да Винчи. Сейчас любой профессиональный художник без труда повторит знаменитое сфумато гения итальянского Возрождения, но значение произведения не в том, чтобы работу художника нельзя было повторить.

Каждая революционная работа появляется в определенный исторический момент, поэтому для своего времени — разрушительной Первой мировой войны, голода, подступающей революции и тотальной борьбы за эстетику нового века — «Чёрный квадрат» стал иконой. Если мы повторим его сейчас, такая картина не будет иметь принципиального значения, потому что мы живем в другое время с другими проблемами.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО