Синдром выученной беспомощности чем-то напоминает фатализм, но не стоит смешивать эти понятия. Если вы не единожды отказывались от своих намерений что-то изменить в жизни, заранее капитулируя перед действительностью, скорее всего, у вас есть склонность к выученной беспомощности. О том, что представляет собой этот феномен и кто его открыл — узнаете в этой статье.
История возникновения понятия восходит к середине 1960-х годов, когда американский аспирант Пенсильванского университета Мартин Селигман, оказавшись в лаборатории, придумал эксперимент на собаках, с помощью которого хотел понять сущность беспомощности.
Подопытные животные были разделены на три группы. Одну из них держали на свободе, вторую группу поместили в вольер, где по цельнометаллическому полу пускался ток — безвредный, но болезненный, — тут же была панель, при нажатии на которую ток можно было остановить. Третья группа находилась в вольере с током, избежать которого не было никакой возможности.
Спустя время собак из всех трёх групп запустили в вольер с током, а за небольшой перегородкой оставили проход в обычный вольер без тока. Собаки, содержавшиеся на свободе, сразу же находили выход и убегали в безопасный вольер. Представители второй фокус-группы сначала искали панель, но потом, не найдя её, тоже убегали из вольера с током. А вот замученные собаки из третьей группы даже не пытались найти выход, а продолжали лежать, забившись в угол. Они свыклись с мыслью, что любые их действия не смогут предотвратить разряды тока. Этот феномен учёный назвал синдромом выученной беспомощности.
От беспомощности к оптимизму
Этот эксперимент ставил под сомнение основные тезисы бихевиоризма, согласно которым поведение людей и животных напрямую зависит от мотивации. Бихевиористы сразу же вступили в ожесточённый спор с Селигманом и его соратниками. Тем не менее учёный отстоял своё открытие, а главное, пошёл дальше, решив разобраться, можно ли избавиться от выученной беспомощности, и если да, то как.
Свои мысли и наблюдения он изложил в книге «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь» (первое издание вышло в 1990 году), в которой противопоставил выученной беспомощности выученный оптимизм. Так Селигман стал родоначальником позитивной психологии.
Учёный был уверен, что беспомощность лежит в основе пессимизма, а тот, в свою очередь, зачастую приводит к депрессивному состоянию, выйти из которого далеко не всем под силу. Пессимисты признают свои неудачи закономерными, тогда как оптимисты видят их случайными, при этом считают себя творцами своего успеха.
Но всё хорошо в меру: увлечение выученным оптимизмом может увести в другую крайность — токсичную позитивность, когда негативные ситуации игнорируются вовсе.
Актуальность вопроса
Стоит отметить, что спустя полвека после обнаружения синдрома выученной беспомощности у собак Селигман и его последователи пересмотрели свои взгляды. Исследования в области нейробиологии доказали, что живые существа не обучались беспомощности, а обладали ею изначально, поэтому и были пассивны. А вот вере в свои силы и способности добиваться желаемого результата можно научиться, о чём и пишет учёный в книге. Так что во многом она не теряет своей актуальности.
По мере взросления мы учимся преодолевать свою беспомощность, с которой рождаемся. Однако если нам не создали благоприятных условий для развития этого навыка, мы остаёмся беспомощными.
Как справиться с выученной беспомощностью
Мартин Селигман предлагает пошаговую методику, позволяющую взять под контроль деструктивные мысли, возникающие после какой-либо случившейся неприятности, чтобы не дать им превратиться в устойчивое убеждение, ведущее к негативным последствиям. Его модель НУП (Неприятность — Убеждение — Последствия) объясняет, как «формируется» выученная беспомощность. А модель НУПСА (Неприятность — Убеждение — Последствия — Спор — Активация) позволяет изменить ход ваших мыслей, подавляющих мотивацию.
Методика Селигмана
Отслеживайте негативные моменты и расписывайте их по модели НУП в специальном дневнике достижений.
Фиксируйте мысли, возникающие после случившийся с вами неприятности. Проследите, к каким убеждениям и последствиям они приводят.
Затем переходите к модели НУПСА. Начните спор с самим собой и поставьте под сомнение сложившееся убеждение. И если мыслить конструктивно, запустится режим активации, который побуждает к действию, к позитивному решению проблемы.
Рассмотрим пример. Вы откликнулись на приглянувшуюся вакансию, но вскоре получили отказ. Вы думаете о том, как непросто получить желаемое место, а вспомнив более ранние негативные моменты, связанные с поиском работы, приходите к убеждению, что вам не суждено заниматься тем, что нравится, и на вакансии мечты перестаёте откликаться вовсе.
В этот момент основатель позитивной психологии предлагает начать внутренний диалог с самим собой, в котором нужно оспорить свои негативные мысли и убеждения. Например, предположить, что отказ был получен просто из-за того, что компания уже нашла нужного человека, а объявление не закрыли вовремя.
После этих размышлений вы звоните в компанию и убеждаетесь, что они действительно уже нашли сотрудника по рекомендации бизнес-партнëра. Вы понимаете, что нужно действовать и заказываете услугу hr-специалиста. Вместе с ним доводите до совершенства резюме, а также пишите грамотно составленные сопроводительные письма к откликам на интересующие вакансии. И уже через две недели вы выходите на работу, о которой так долго мечтали.
В книге психолога есть практическая часть, в которой собраны различные тесты на выявление выученной беспомощности, а также прописаны конкретные шаги, помогающие изменить стиль мышления.