До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое кракелюр

Из-за чего на портретах появляются морщинки? Кракелюр — явление, которое не обошло стороной ни шедевры Сандро Боттичелли, ни «Джоконду» Леонардо да Винчи. Сегодня разберём, что он собой представляет, почему образуется и какая от него может быть польза.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Происхождение термина

Кракелюр — это трещинки на лаке или краске, которые могут покрывать всю картину или её отдельные фрагменты. Термин произошёл от французского слова craquelure, которое созвучно с английским вариантом глагола «трескаться» — to crackle. Он встречается не только на картинах, но и на керамических изделиях, у которых тоже бывает дополнительное защитное покрытие.
Иероним Босх. «Сад земных наслаждений», 1500—1510 (фрагмент)
Кракелюр не обходит стороной и русские иконы, например, «Троицу» Андрея Рублёва. Но из-за обычая закреплять рисунок смесью из яичного желтка изображение лучше сохранялось, а трещинки были слабее.

Причины возникновения

Основными причинами появления трещин считают перепад температур и повышенную влажность. Попытки избежать этого предпринимались в Средние века: было проведено множество экспериментов по изменению состава красок и лака, но оказалось, что избавиться от них полностью невозможно.
Кракелюру подвержены и относительно новые картины. Виной тому может стать как неправильная подготовка холста, так и чрезмерная толщина красочного слоя. К счастью, сегодня в арсенале реставраторов есть способы, с помощью которых можно избежать появления трещин: полотно покрывают дополнительным слоем краски и хранят при температуре 21°C с уровнем влажности около 45–55%.
По особенностям трещин искусствоведы могут выяснить происхождение, автора произведения и, конечно же, возраст: его определяют по толщине, размеру и форме трещинок.
На курсе-саммари «Внутри картины» вы узнаете, что скрывают шедевры и по каким признакам искусствоведы классифицируют произведения искусства.

Искусственное состаривание

История знает случаи, когда кракелюр создавали специально. Такой метод искусственного придания дополнительного возраста применялась к керамике в Китае. Это не случайно: на востоке возраст особенно почитается, а «состаренным» предметам придаётся наибольшая ценность.
В XVIII веке Европа открыла для себя всю прелесть китайской культуры и позаимствовала эту технику. Так, во Франции изобрели лак для кракелирования. Он наносился между двумя слоями краски, из-за чего после высыхания картины на её поверхности образовывались желанные трещинки. Подобная схема применялась не только к художественным произведениям искусства, но и к мебели и предметам декора. В дальнейшем её заимствовали дизайнеры и начали помещать в проекты интерьеров состоятельных европейцев и американцев.
Хью Робертсон. Кракелированная ваза, 1886 год
Свою технику получения кракелюра изобрели изготовители подделок: они писали картины на уже использованных до этого холстах и сушили их в печи. Так мошенники добивались нужного узора из трещин.
Наличие кракелюра говорит о разрушении красочного слоя и старении картины, что может представлять опасность для целостности изображения. Однако последние исследования Польской академии наук показали, что это не совсем так. Разломы в краске появляются только до определенного момента, когда расстояние между трещинами становится минимальным. После этого кракелюр перестаёт разрастаться.
Леонардо да Винчи. «Мона Лиза», ок. 1503—1519 (фрагмент)
Однако если при реставрации пространство между трещинами снова заполнить лаком, то полотно может повредиться ещё больше. Это может произойти из-за того, что кракелюр способствует безопасному расширению и сжатию верхнего слоя картины, при котором сама краска не отслаивается.
Это ещё раз подтверждает, что искусство отражает наш мир — хрупкий и неидеальный. В этом и состоит его прелесть.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО