Картины Василия Кандинского до сих пор вызывают споры не только искусствоведов, но и зрителей. Кто-то называет его полотна «мазней» и удивляется, как они входят в список самых дорогих картин, проданных на аукционах. Другие считают работы художника шедеврами абстракционизма. Так что же изображено на них? В статье расскажем, какой смысл закладывал художник в «Композиции».
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Композиция VI
Сначала Кандинский хотел назвать эту «Композицию» «Потоп», поскольку внимательный зритель может увидеть на ней очертания тонущей лодки, волн, людей и даже животных. Однако потом художник сказал, что было бы неправильно «наклеить на эту картину ярлык первоначального сюжета».
Идея «Композиции VI» пришла Кандинскому во время написания картины на тему Всемирного потопа. Художник решил доработать замысел и сделал образы абстрактными. Особое внимание он уделил цветам. Так, нежно-розовый здесь — цвет телесности, красно-синий — грубый, резкий, желтый — «типично земной».
Композиция VII
Искусствоведы считают, что «Композиция VII» — это вершина творчества Кандинского в период до Первой Мировой войны.
У художника ушло много месяцев на подготовку к написанию картины — он создал более тридцати эскизов. Однако саму «Композицию» Кандинский написал за четыре дня.
Полотно посвящено нескольким библейским темам: Судный день, Всемирный потоп, Райский сад. Особое внимание здесь уделяется зрителю. Кандинский выстраивает композицию таким образом, чтобы мы могли «войти» внутрь картины и перемещаться в ней.
Композиция VIII
«Композиция VIII» кардинально отличается от предыдущих «Композиций» — здесь изображены геометрические формы.
Во время написания этой картины Кандинский работал над трактатом «Точка и линия на плоскости». В книге он подробно «расшифровал» смысл изображенных фигур. Например, горизонтали звучат «холодно и минорно», вертикали «тепло и высоко». Важное значение имеют и цвета. Красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», голубой «развивает звук флейты». Такое музыкальное описание связано с тем, что художник был синестетом. Он мог видеть музыку и слышать цвета.
На этой картине есть еще одна необычная деталь — образ горы с крестом. Его можно увидеть в левой части полотна. Это отсылка к предыдущим работам Кандинского, поскольку тема религии прослеживается во всем творчестве художника.