Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Первый крестовый поход: как, куда, зачем

Эпоха Крестовых походов началась в конце XI века и продолжалась почти 400 лет. «Классический» Крестовый поход — это война католической армии с мусульманами за христианские святыни Ближнего Востока. Однако позже так называли многие религиозные походы против врагов Папы Римского, в числе которых были и славяне, и народы Прибалтики, и даже другие христиане. Как же началось это масштабное движение и какие цели оно преследовало изначально?
Время чтения: 7 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Предыстория Крестовых походов

Священный для христиан город Иерусалим был завоёван мусульманами ещё в 638 году. К XI веку ислам распространился на обширных территориях, ранее принадлежавших Восточной Римской империи, проник в северную Африку и Испанию. В это время почти все крупные языческие образования в Европе были обращены в христианство. Поэтому единственным серьёзным соперником церкви стал мусульманский мир.
Предвестником полноценного Крестового похода стала экспедиция бедных крестьян под руководством монаха Петра Пустынника. Пётр убедил нищих людей без боевого опыта отправиться освобождать Святую землю от неверных. Проблемы начались ещё в Европе, участники похода надеялись на помощь местных жителей, но те часто отказывались снабдить крестоносцев провизией. На территории Венгрии часть крестьян была убита местными воинами за грабежи и воровство. Остальные добрались до Константинополя и отплыли в Малую Азию. Столкновение с армией мусульман стало катастрофой. Почти все крестоносцы были убиты, самые молодые и сильные — порабощены. Первая попытка Крестового похода закончилась быстро и бесславно.

Клермонский собор

Весной 1095 года византийский император Алексей I обратился за помощью к папе римскому Урбану II. Византия в тот период подвергалась набегам сельджуков с востока. Сельджукские завоевания были проблемой для всех христиан Европы, так как ранее Ближний Восток был под властью арабов. Арабские правители благосклонно относились к христианам и даже пускали паломников в Иерусалим, но при сельджуках исчезла возможность посетить Святую землю.
26 ноября 1096 года папа Урбан II выступил на Клермонском соборе с речью, обращённой к католическому духовенству и знати. Он призвал освободить Иерусалим от неверных и обещал участникам похода прощение грехов. Идеи захвата земель на востоке и возвращения христианских святынь в то время были очень популярны. Речь понтифика вдохновила многих знатных рыцарей и дворян на участие в религиозной войне.

Начало похода

Объединённые силы немецких, французских и итальянских рыцарей-крестоносцев выдвинулись к Иерусалиму через владения турецкого султана. Несмотря на тяготы походной жизни, связанные с жарким климатом и дефицитом продовольствия, крестоносцы выигрывали в схватках с мусульманами.
Первым серьёзным завоеванием христианского воинства стал город Никея. Бывший владением византийского императора, город стал принадлежать туркам за 20 лет до Крестового похода. Легко расправившись с армией крестьян, мусульмане не считали крестоносцев сильными противниками и почти не охраняли город. Прибытие хорошо вооружённой армии рыцарей стало неожиданностью для турок. Осада Никеи продолжалась около месяца, решающую роль сыграла помощь византийского императора Алексея Комнина. Алексей не доверял крестоносцам, хотя они и принесли ему присягу. Император побоялся, что рыцари оставят освобождённый город себе, и потому отправил в Никею свои войска.
Взятие Никеи подняло боевой дух христиан, они поверили в свою удачу. Рыцари рассчитывали оказаться в Иерусалиме совсем скоро, но поход затянулся.

Битва при Дорилее

После потери Никеи турки поняли, что столкнулись с серьёзным противником. Правители Кылыч-Арслан I и Гази II заключили союз с целью уничтожения крестоносцев. Мусульмане устроили засаду на пути к городу Дорилее.
Тактика крестоносцев на подходе к Дорилее была неосмотрительной, поэтому им с трудом удалось одержать победу. Дело в том, что рыцари разделились на два отряда, сообщение между которыми было не налажено. Причиной разделения могла быть как ошибка командования, так и намерение облегчить передвижение армий.
Увидев первый отряд крестоносцев, турки приняли его за всю армию и атаковали. Рыцари не ожидали нападения. Осложняла битву и турецкая тактика — расстреливать врага издалека и быстро отходить. Спасло положение только прибытие второго крупного отряда крестоносцев, ударивших туркам в тыл. Случайная победа над крупной мусульманской армией закрепила успехи Крестового похода, а врагов заставила избегать прямых столкновений в будущем.

Взятие Антиохии

Последним пунктом на пути к Святой земле был город Антиохия. Его осада затянулась на долгие 8 месяцев и осложнялась схватками с мусульманами и голодом в лагере крестоносцев. Когда предатели из числа горожан открыли рыцарям крепостные ворота, начались убийства и грабежи. Крестоносцы вырезали всё турецкое население Антиохии.
В это время к городу подошли войска турок под руководством эмира Кербоги. Турецкий военачальник надеялся, что долгая осада и голод ослабили христиан, поэтому не препятствовал их построению в боевой порядок. Однако боевой дух крестоносцев был крайне высок: они атаковали так стремительно, что обратили турок в бегство.
Земли Антиохии стали христианским княжеством под властью рыцаря норманнского происхождения Боэмунда. Крестоносцы могли продолжать движение к своей главной цели — Иерусалиму.

Осада Иерусалима

7 июня 1099 года армия крестоносцев, наконец, достигла стен Иерусалима. Город в это время находился во власти арабов, которые предложили христианам сложить оружие и посетить святые места в качестве паломников. Рыцари ответили отказом: для них было неприемлемо оставить Святую землю и Гроб Господень в руках неверных.
Крестоносцы понимали, что долгая осада Иерусалима истощит их силы и позволит врагу получить подкрепление. Рыцари подготовили осадные машины и провели крестный ход вокруг городских стен. Один из монахов объявил, что ему было видение о падении Иерусалима 15 июля. Религиозный пыл играл огромную роль в поддержании боеспособности христианской армии. В назначенный пророчеством день крестоносцы атаковали с такой силой, что враг дрогнул и сдал город.
Население Иерусалима уничтожили, а город — разграбили, как ранее Антиохию. В результате успешного Крестового похода возникло Иерусалимское королевство. Его правитель получил титул Защитника Гроба Господня.

Итоги Первого крестового похода

Завоевание Святой земли и создание ряда христианских государств на Ближнем Востоке вызвало духовный подъём в Европе. Возникли новые владения европейцев в Азии: княжество Антиохия, графства Триполи и Эдесское, королевство Иерусалимское. Вместе с тем битвы с мусульманами и жестокое обращение с местным населением определили конфликтные отношения Востока и Запада на столетия вперёд. Практика объявления Крестовых походов стала популярной у средневековых католиков. Церковь получила ещё один мощный инструмент политического и идеологического влияния.
ИСТОРИЯ