Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Симпсоны» — великий сериал?

Кажется, абсолютно всё, что существует на свете, уже было в «Симпсонах». Они цитируют культовые фильмы, отсылают к произведениям искусства, высказываются на все актуальные темы, а иногда даже предсказывают будущее. Почему «Симпсонов» так любят, рассказываем в статье.

Время чтения: 4 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Семья в «Симпсонах»

Сериал показывает нам традиционную американскую семью — главную ячейку общества. Так, Мардж Симпсон явно вдохновлена классическим образом домохозяйки 50-х: хорошей жены и матери, которая реализовывается именно на этом поприще.

Гомер, с одной стороны, тоже классический для американского телевидения тип героя. Он семьянин, любящий муж и отец, простой работяга, трудящийся на АЭС. Однако со всех сторон положительный образ дополняется такими характеристиками, как невежественность, узколобость, инертность и привычка полениться и поспать на работе.
Конечно, Гомера любят именно за его «неидеальность», которая, тем не менее, соседствует с искренней привязанностью к семье. У Симпсонов трое детей: неуправляемый Барт, Лиза, которую можно назвать самым умным и рациональным членом семьи, и маленькая Мэгги.
Главный парадокс «Симпсонов» заключается в том, что создатели постоянно иронизируют над традиционным институтом семьи, но, тем не менее, разделяют его основные нормы и ценности. И в этом плане шоу оказывается достаточно консервативным. Но то, к чему создатели «Симпсонов» непримиримы, – это лицемерие. Гомер, Мардж и их дети бесконечно далеки от идеала и не пытаются врать себе или окружающим.

Есть у Симпсонов и антиподы, которые воплощают совершенство и добродетель, доведенные до абсурда. Это соседи Фландерсы, которые отсылают зрителей к классическим образам старого телевидения, но уже без иронии. Фландерсы и Симпсоны — это «ожидания» и «реальность», нереалистичный идеал и бесконечно далекая от него жизнь.

This is America

Феноменальный успех такого проекта, как «Симпсоны», дает понять, что американские зрители умеют смеяться над собой.

Спрингфилд — это небольшой выдуманный городок «одноэтажной Америки», в котором есть атомная станция, церковь, еврейские и русские кварталы и даже узнаваемые буквы на холмах, пародирующие знаменитую надпись «Голливуд». Здесь умещаются все Соединенные Штаты и их проблемы.
«Симпсоны» — это своего рода терапия для американского общества. Шоу позволяет и подумать, и посмеяться. Его герои спорят и переживают о тех же вещах, что и сами зрители. Таким образом, Спрингфилд — это еще одна площадка для общественных дискуссий на важные темы — просто по ту сторону экрана.

«Симпсоны» и постмодерн

«Симпсоны» — яркий пример «зрелого» постмодернистского искусства. Им свойственны такие классические черты постмодерна, как пародийность и стилизация, смешение стилей и жанров, а также интертекстуальность, т. е. связь с другими произведениями. Это отдельная тема для поклонников «Симпсонов»: в сериале полно отсылок к киноклассике, например «Космической Одиссее» Кубрика, «Психо» Хичкока или «Таксисту» Скорсезе, шедеврам живописи, и даже к культовым фотографиям. Как и полагается произведению постмодерна, в расход идет все.
Отсылка к «Заводному апельсину» Стэнли Кубрика
Также авторы постоянно приглашают в созданный ими мир реальных знаменитостей: от политиков до актеров и музыкантов. За десятки лет существования сериала кто только не побывал в Спрингфилде. Это и Квентин Тарантино, и Мик Джаггер, и группа The Beatles, и Михаил Горбачев, и Стивен Хокинг и многие другие.

Также постмодерн не делит искусство на «высокое» и «низкое», и это едва ли не основное кредо «Симпсонов». Можно ли сказать, что авторы сериала говорят со зрителями всерьез? Вряд ли. Затрагивают ли они при этом огромное количество серьезным тем? Безусловно. Прячась за шутками и за обаятельной недалекостью Гомера, «Симпсоны» умеют быть серьезными и убедительными.
КИНЕМАТОГРАФ КУЛЬТУРОЛОГИЯ