Запутался в огромном количестве эклектичных стилей? Не удивительно, ведь архитекторы стремились смешать классические колонны, готические витражи, роскошную лепнину из барокко. Потом добавляли современный взгляд и получали совершенно неожиданные решения.
Лови пять главных «нео» стилей эклектики, чтобы легко ориентироваться в русской архитектуре второй половины XIX века.
Лови пять главных «нео» стилей эклектики, чтобы легко ориентироваться в русской архитектуре второй половины XIX века.
Неоготика
Неоготика – первый из эклектичных стилей, который появился в России. Ведь им архитекторы начали увлекаться еще в XVIII веке. Вспомни, например, усадьбу Царицыно. Так вот, ее архитекторы Казаков и Баженов проектируют именно в неоготическом стиле.
Отличительные элементы неоготики: стрельчатые арки, пинакли ( маленькие декоративные башенки), готические шпили. В общем, все декоративные элементы настоящей готики. А главное ее отличие в том, что конструкция остается современной, а готические детали становятся только украшением.
Неоренессанс
Архитекторы, выбирающие неоренессанс, ориентируются на памятники эпохи Возрождения. Причем чаще всего источником вдохновения становятся Флорентийские палаццо, они же — ренессансные дворцы. Например, палаццо Питти. Его облик мы можем прочитать в архитектуре Дома ученых в Санкт-Петербурге.
Главный элемент этого стиля – руст, то есть имитация кладки из грубого и необработанного камня. Архитекторы могли опираться и на другие образцы Ренессанса, например, на образ Венецианских прокураций. Тогда они использовали поэтажный ордер, когда колонны по высоте занимают этаж, и чередовали его с арочными окнами. Посмотри на особняк Зубова – и сразу увидишь эту черту. И последняя важная деталь – строгое деление на этажи. Все это перенимали мастера неоренессанса.
Необарокко
К необарокко архитекторы часто прибегали для создания проектов дворянских особняков или дворцов императорской семьи. Посмотри на особняк Бутурлиной. Здесь мы видим все главные черты барокко. Например, колонны с пышными коринфскими капителями — верхними фигурными частями колонны. Это самый нарядный вариант капители. Также мы видим обилие скульптурного декора и лица-маскароны в украшении окон. Архитектор даже добавляет сюда разорванный фронтон – полукруглое завершение здания, граница которого посредине разрывается. Хотя, конечно, делает это не так эффектно, как мастера настоящего барокко. Ведь отличие «нео» стиля в том, что он адаптирует элементы стилей прошлого под современные вкусы.
Неоклассицизм
Чтобы понять, что такое неоклассицизм, посмотри на корпус Бенуа в Санкт-Петербурге. Сейчас это часть Русского Музея. И в момент создания проекта главной задачей архитектора стало гармоничное сочетание корпуса с Михайловским дворцом. Его стиль – классицизм. Именно поэтому неоклассицизм стал лучшим вариантом. Его главные черты – большой ордер, когда колонны занимают 2 и более этажей, и аскетичный фасад с минимальным количеством декора. Но в чем отличие неоклассицизма от основного стиля? Дело в том, что конструкция зданий классицизма предполагала строгое, математическое следование пропорциям. А вот неоклассицисты могли позволить себе относиться к этому проще.
Неорусский
Мастера неорусского или псевдорусского стиля черпали вдохновение в памятниках древнерусской архитектуры. Посмотри, например, на Музей русских древностей в Москве. И сразу увидишь отличительные детали: изразцы, они же керамические плитки, крыльцо, гирьки в его оформлении. Кроме того, архитектор выделяет рельефом наличники в оформлении окон и добавляет кокошники на крышу над крылечком.
Итак, вот тебе 5 черт самых известных стилей эклектики:
- Огромное количество стрельчатых арок укажут тебе на неоготический стиль;
- Если большая часть фасада выложена рустованным камнем, это неоренессанс;
- Видишь пышную скульптурную декорацию? Скорее всего, это необарокко;
- Если эклектичное здание выглядит аскетично и имеет колонны почти во весь фасад, это неоклассицизм;
- Здание похоже на сказочный терем? Значит, это неорусский стиль.
Хочешь разбираться в архитектуре? Лови подборку, с которой ты научишься смотреть на памятники архитектуры как эксперт.