Автор: Андрей Наседкин, филолог, литературовед (НИУ ВШЭ), член Группы Достоевского (ИРЛИ РАН)
Русский символизм — одно из самых выразительных и многогранных явлений в русской культуре, сформировавшееся на рубеже XIX и XX веков. Символ, ставший его основой, позволил художникам и поэтам воплощать многозначные идеи и интуитивные переживания в творчестве. Символизм открыл пространство для размышлений о мистическом, потустороннем, неизведанном. Давай разбираться, как идея символа отразилась в культуре Серебряного века.
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Символы в произведениях Александра Блока
Александр Блок, один из центральных поэтов символизма, обращался к символам как к средству выражения непростых эмоций и состояний души.
Образ «России»
Россия у Блока предстает в образе женщины — загадочной, прекрасной, страдающей. Например, в стихотворении «Россия» (1908) он описывает ее как «нищую Русь», испытывающую боль, но одновременно чарующую. Этот образ воплощает и судьбу, и личное восприятие поэта. Блок воспринимал Россию как вечный символ терпения и духа, предсказание ее тяжелого пути, с призрачной надеждой на обновление и очищение через страдания.
Прекрасная Дама и Вечная Женственность
Образ Прекрасной Дамы, вдохновленный идеей божественной Софии Владимира Соловьева, — это воплощение недостижимого идеала и вечной красоты. Для Блока Прекрасная Дама символизирует бесконечный поиск духовного и мистического, стремление к чистоте и непорочности, скрывающимся за пределами человеческого понимания. Его цикл «Стихи о Прекрасной Даме» представляет этот символ как идеал, который остается вечным и неизменным, но одновременно недосягаемым.
«Снежная маска» и революция
В поэме «Двенадцать» (1918) образ «снежной маски» становится символом жестокости и таинственности революции. Маска скрывает истинные лица, превращает людей в единое, неразличимое общество, которое движется вперед под знаменем революции. Белый снег, покрывающий землю, — символ обновления и уничтожения старого мира. Блок здесь отражает свое видение революции как разрушительного и обновляющего элемента одновременно, с неопределенными перспективами для страны.
Валерий Брюсов: символы времени и вечности
Валерий Брюсов, представитель московской школы символизма, стремился через символы передать трагедию и величие исторических эпох. В его стихах часто появляются символы тлена, разрушения и вечности, такие как песок, пустыня, руины.
«Творчество», 1895
«Творчество» было написано в марте 1895 года. Оно вошло в первый сборник стихотворений «Шедевры». В этом стихотворении поэт отображает сам процесс создания чего-то нового, творческий процесс, не совсем понятный обывателю. Именно эта непонятность, образность навевает на читателя ощущение безумия. В стихотворении нет ни четкого лирического героя, ни логически связанных явлений. Все представляемое — образы, символы, процесс. В некой степени творчество противопоставляется логике, оно эфемерно, нелогично, разорвано. Творческий путь окутан тайной, мраком, размытыми несуществующими созданиями и тенями. Тайна эта раскрывается лишь тогда, когда процесс завершен, когда творец достигает желаемого и являет свое произведение миру.
Федор Сологуб: символы иллюзии и пессимизма
Ф. К. Сологуб был одним из выдающихся писателей и драматургов прошлого века. Представитель символизма и декадентского направления в русской литературе.
«Мелкий бес», 1907
Название романа характеризует его главного героя — Ардальона Борисыча. Фразеологизм «Мелким бесом рассыпаться перед кем-то» означает угодливо льстить, лебезить. Именно это и делал Передонов, чтобы получить желаемую должность. Сумасшествие в произведении проходит лейтмотивом на протяжении всего повествования. Главная идея безумия составляется с помощью использования особой лексики, упоминающей болезнь: «помешательство», «умоповреждение», «душевная болезнь». В романе идея безумия проявляется в таких смысловых планах, как размывание четких граней между реальным и выдуманным; нарушение логической цепочки; потеря смысла.
Символизм в Серебряном веке открыл художникам и поэтам возможность выражать глубокие духовные поиски и чувства через символы и образы. Эти символы, как, например, Россия как страдающая женщина или мелкий бес, помогали людям понять более сложные и мистические стороны жизни. Авторов того времени интересовали не только реальные события, но и внутренний мир человека, его надежды, страхи и стремление к обновлению.