Жан Бодрийяр — французский философ-постмодернист. Он вводит понятия «симуляция» и «симулякр». Что же они означают, и какую роль в этом играет этика? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты Приложение для саморазвития. Скачать
Симулякр и симуляция
Жана Бодрийяра называют первосвященником постмодерна, хотя сам он принадлежность к постмодернизму отрицал. Основные его работы: «Симулякры и симуляция», «Символический обмен и смерть». Он критически смотрит на современность и вводит воззрения, как организовано общество. Главный тезис Бодрийяра — это то, что сегодня происходит эпоха тотальной симуляции. Массовая культура сильно изменила смысл, который философ вкладывал в понятие симулякра.
Симулякр — это изображающая что-то копия, со временем утратившая оригинал или вовсе не имевшая его в реальности. По мнению Бодрийяра, симуляция реальности — это замещение культуры реального человеческого опыта пространством символов и знаков.
Четыре стадии развития симулякра
Реальное переходит в гиперреальное как в сфере искусства, так и в социальном, религиозном, этическом смысле. Мораль и представления о добре становятся симулякрами добра, и реальная политика заменяется симулякром политики.
Бодрийяр говорит, что «в этом переходе в пространство без реальности и истины эра симуляции открывается уничтожением всех референтов — хуже: их искусственным воскрешением в системах знаков». Постмодерн утрачивает истины смысла, все это заменяют искусственные знаки.
Философ считает, что симулякры проходят четыре стадии развития:
Природная. Подделка и производство материальных вещей. Пример — имитация дорогих материалов.
Рыночная. Изготовление идентичных друг другу серийных промышленных изделий, неразличимых реплик.
Структурная. Замена реального знаками реального с помощью кодов. Пример — СМИ, способные управлять этическим кодом. Одна и та же новость может быть разной.
Фрактальная. Беспорядочное распространение ценности и ее полная замена симулякрами.
Симулякр в массовой культуре
О Бодрийяре много вспоминают в контексте массовой культуры. Его книга появляется в фильме «Матрица», и с тех пор его имя постоянно ассоциируется с этим фильмом. Хотя сам философ говорил, что его теорию развратили.
Очень важную роль Бодрийяр отводит медиа. СМИ уже при жизни философа пользуются другими каналами и возможностями, чем это могли описать его предшественники. Информация становится массовой. Изменение интенсивности информационного потока меняет этику. Она оказывается вовлеченной в общий информационный процесс. СМИ — это медиум между источником информации и аудиторией. Роль медиума заключается в трансляции нравственных ценностей, предоставлении моральной оценки, формировании моральных симулякров.