До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем суть картины «Благовещение» да Винчи?

Картина «Благовещение» — одна из самых ранних полотен Леонардо да Винчи. Она была написана приблизительно в 1472-1475 гг. Однако нашли ее только в 1867 году. В чем смысл работы «Благовещение»? Разбираемся в статье.

Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Кто автор?

Есть мнение, что автор картины «Благовещение» — не только Леонардо да Винчи. Искусствоведы считают, что у него был соавтор. Полотно обнаружили в 1867 году в монастыре Сан Бартоломео в Монтеоливето. Его привезли в Галерею Уффици. В тот период автором «Благовещения» считали Доменико Гирландайо. Однако через два года ее авторство приписали Леонардо да Винчи. Искусствоведы изучили его дневники и сравнили картину с набросками.
На полотне мы видим четко прописанный пейзаж, анатомическая точность. Все это характеризует живопись да Винчи. Кроме того, крылья Гавриила скопированы с реальных птичьих крыльев. Художник писал об этом в дневнике. Лицо архангела Гавриила напоминает ангела с картины «Крещение Христа» да Винчи, а образ Девы Марии схож с его «Мадонной с гвоздикой». Но все же некоторые считают, что да Винчи создавал работу с учителем. Они придерживаются мнение, что большую часть полотна написал Андреа дель Вероккьо, а Леонардо да Винчи изобразил лишь пейзаж на заднем плане и архангела. В пользу этой версии свидетельствуют рентгенографические исследования. Они показали, что большая часть работы написана тяжелыми мазками, так как в составе краски был свинец. А для создания ангела и пейзажа использовались тонкие слои краски.

Благовещение в искусстве

Тема Благовещения изображалась задолго до Леонардо да Винчи. Одна из первых работ, на которой написана эта библейская сцена, — фреска из римской катакомбы Присциллы III века. Когда да Винчи создавал «Благовещение», ему было около 20 лет. На тот момент он еще не был экспериментатором в живописи. В искусстве было принято, чтобы Мария изображалась справа, а архангел Гавриил — слева.
Этого принципа придерживался и Леонардо. Для написания работы он опирался на Протоевангелие от Иакова. В нем говорились, что Гавриил приходил к Марии два раза: у источника с водой и когда она пряла нити для пурпурной завесы Иерусалимского храма. Именно поэтому здесь мы видим Богоматерь с веретеном. Марию почти не изображали на открытом пространстве. Но с начала эпохи Возрождения мастера решили добавлять в произведения больше воздуха. Это характерно и для полотна да Винчи. У Гавриила в руках находится белая лилия. Она символизирует чистоту Марии. Кроме того, это символ Флоренции.
Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи, «Крещение Христа». 1472—1475 гг.

Ошибки да Винчи

Искусствоведы заметили на картине «Благовещение» некоторые ошибки да Винчи. Дело в том, что он писал работу в возрасте около 20 лет и еще учился работать с перспективой. Например, правая рука Богоматери длиннее, чем необходимо. Кроме того, художник написал ее так, что она кажется ближе, чем фигура Марии. Справа от нее стена изображена слишком длинной. Но исследования показали, что зрителю нужно найти правильную точку. Если смотреть на картину справа и немного снизу, то все встанет на свои места. Можно предположить, что Леонардо да Винчи специально совершил эти ошибки, так как знал, что человек не будет стоять прямо перед полотном. При правильном положении зрителя фигура Богоматери становится еще больше, что делает ее центром сюжета.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО