Что нам не рассказывали в школе о «Евгении Онегине»?
Для каждого, кто добросовестно учился в школе, роман Пушкина «Евгений Онегин» (1825) не таит в себе никаких тайн. Все мы помним гармоничный слог этого романа и незамысловатый сюжет. Для многих основной линией произведения стала линия любви Татьяны к Онегину. Ну и, конечно, все помнят ключевую фразу: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна».
Однако, если внимательно вчитываться в это произведение, то оно раскроется с совершенно иной стороны. Стоит учитывать ту временную дистанцию, которая лежит между современным читателем и пушкинскими героями. Роман таит в себе много тайн и скрытых смыслов. Попробуем в них разобраться!
Время чтения: 3 минуты Приложение для саморазвития. Скачать
«Онегин, добрый мой приятель». Автор и его герой
«Евгений Онегин» – это первое реалистическое произведение Пушкина. До этого писателя знали по его романтическим поэмам «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Таким образом, первый читатель воспринимал роман как нечто совершенно новое и революционное.
Даже первые строчки этого произведения – «Мой дядя самых честных правил» – понимались тогда совершенно по-другому. Читатель мог подумать, что Пушкин имеет в виду собственного дядю, В. Л. Пушкина, который в начале 20-х гг. был чуть ли не популярнее своего племянника. Современник Пушкина моментально считывал, откуда пришло выражение «самых честных правил».
Поэт позаимствовал его из басни Крылова «Осел и мужик», в которой именно осел был «самых честных правил». То есть первые строчки стоит понимать так: «Дядя – осел». Пушкин, конечно, любил своего дядю и если иронизировал, то иронизировал по-доброму. Двойными смыслами подобного рода наполнено все пространство романа. В школе нас приучили думать, что Онегин – один из первых представителей типа «лишних людей».
Такой герой обладает незаурядным умом, саморефлексией, но не может осчастливить людей вокруг себя, поскольку у него нет определившихся жизненных целей. Но не стоит забывать, что на протяжении всего романа Пушкин сравнивает себя со своим героем. Более того, за многие поступки он его хвалит и испытывает к нему симпатию. Чтобы разобраться, в чем же здесь дело, нужно обратиться к ключевым сюжетам произведения: это любовь Татьяны и дуэль Онегина с Ленским.
Любовь Татьяны к Онегину
На момент их знакомства Татьяна была еще совсем юной (по нашим меркам – подросток). А Онегину уже было 26 лет. Он жил в Петербурге, вел разгульный образ жизни и «возбуждал улыбки дам / огнем нежданных эпиграмм». Если бы герой был легкомысленным и бесчестным молодым человеком, то он мог бы воспользоваться наивностью девушки и соблазнить ее (жениться он точно не собирался). Это, вероятно, развеяло бы его скуку, но сломало бы жизнь Татьяне.
Неслучайно Пушкин, после того как Онегин отказывает Татьяне, восклицает: «Вы согласитесь, мой читатель, / Что очень мило поступил / С печальной Таней наш приятель; / Не в первый раз он тут явил / Души прямое благородство». К тому же, когда Онегин встречает Татьяну в Петербурге, он ее не узнает и даже восклицает: «Ужель та самая Татьяна? Та девочка…». Из этих слов хорошо видно, как герой воспринимал Татьяну в то время, когда отказал ей.
Серьезность чувств Татьяны – еще один интересный вопрос. Написав письмо Онегину, она нарушает все нормы приличия. Но почему? Она вдохновляется теми произведениями, которые читает:
Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо.
Таким образом, при всей искренности поведение Татьяны во многом обусловлено ее фантазиями. Пушкин пишет, что она воображает себя героиней своих любимых книг, присваивает себе чужой восторг и чужую грусть. Образ Онегина она тоже себе придумывает. Следуя духу романтизма, Татьяна видит только два варианта образа возлюбленного: либо он «ангел-хранитель», либо «злобный гений-разрушитель». И она принимает оба варианта развития событий.
То есть, если рассматривать взаимоотношение героев с этих позиций, становится очевидно, что школьная концепция об Онегине как о «лишнем человеке» упрощает замысел Пушкина. «Лишний человек» – это, по сути, ярлык, тип, который предполагает набор определенных черт. Однако мы имеем дело с первым реалистическим романом на русском языке. Писатель хотел создать характеры, которые, с одной стороны, отражали бы его эпоху, а с другой стороны, были бы противоречивы – точно так же, как противоречивы мы сами.
Дуэль Онегина с Ленским
Для современного читателя странности обстоятельств дуэли Онегина и Ленского не очевидны. По существу, молодые люди ругаются из-за пустяка: Онегин в шутку заигрывает с возлюбленной друга, Ольгой, и тот, приревновав, за это вызывает его на дуэль. Онегин принимает вызов, так как боится общественного осуждения:
К тому ж – он мыслит – в это дело Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист... Конечно, быть должно презренье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов...
Таким образом, движущей силой дуэли становится именно Зарецкий, который в прошлом был бретером: так называли человека, который «ищет случая придраться для вызова на поединок». Дальше же начинается целая череда нарушений дуэльного кодекса со стороны Онегина:
Он опаздывает на дуэль более чем на час, что могло стать причиной отмены дуэли.
В качестве секунданта Онегин выбирает собственного лакея, который не является благородным человеком, следовательно, не может принимать участие в поединке.
По правилам дуэли, Зарецкий должен был предложить противникам примириться, но он этого не делает.
Секунданты перед дуэлью не встречаются и не проговаривают правила.
Из всего этого можно понять, что Онегин различными способами пытается предотвратить кровопролитие, но у него это не выходит. Еще одно дуэльное правило заключается в том, что противник не может выстрелить в воздух или мимо, т.к. такой выстрел оскорбляет противника. По тому, как Онегин реагирует на смерть Ленского, мы можем понять, что это убийство было случайностью:
Убит!.. Сим страшным восклицаньем; Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет.
Таким образом, когда мы начинаем погружаться в детали эпохи, разбираться в тех смыслах и традициях, которые для нас сейчас совершенно непонятны, поступки главных героев предстают совершенно в ином свете. Все эти детали, как правило, теряются на уроках литературы в школе, поэтому поступки действующих лиц кажутся более примитивными, чем они есть на самом деле.
В конечном счете, Онегин – сложный, многогранный и неоднозначный герой, которому Пушкин позволяет жить своей жизнью. Он не «лишний человек», не положительный и не отрицательный персонаж. Он живой. В этом и заключается гений писателя.