Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Разбор картины «Крик» Мунка

😱😱😱😱😱 Да, это тоже «Крик» — самая известная картина Эдварда Мунка и манифест экспрессионизма.
«Крик» выразил эмоции и темы, которые станут ключевыми для XX века: страх, одиночество, отчаяние. Картина повлияла на современное искусство, стала мемом, прототипом маски из одноименного фильма и даже эмодзи.

Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Четыре крика…

Образ кричащего человека словно преследовал Мунка. Норвежский художник создал четыре версии картины на этот сюжет в техниках пастели и масляной живописи, а ещё — множество гравюр. Также существует несколько похожих вариаций с другими персонажами, которые смотрят в сторону или прямо на зрителя, но уже не кричат.
Все четыре основных версии «Крика» разные. Первоначальный вариант — это рисунок пастелью. Он был создан в 1893 году и хранится в Музее Мунка в Осло.
Ещё один «Крик» в технике пастели, выполненный двумя годами позднее, находится в частной коллекции. Его купили на аукционе Sotheby’s в 2012 году за 120 млн долларов. Так «Крик» стал одной из самых дорогих картин в мире.
В позднем авторском повторении 1910 года фигура имеет более вытянутые пропорции, а голова больше напоминает человеческий череп.
Самой знаменитой считается вторая по времени создания версия из Национальной галереи. Мунк написал её маслом в 1893 году и тогда же представил на выставке в Берлине, где она шокировала добропорядочную публику.

…и две кражи

12 февраля 1994 году самый известный «Крик» украли из галереи. Всего за 50 секунд двое неизвестных успели забрать картину и исчезнуть. Вместо шедевра на месте преступления нашли записку: «Спасибо за плохую охрану». Впрочем, сотрудников службы безопасности галереи тоже можно понять: как раз в этот день в норвежском Лиллехаммере проходило открытие Зимних Олимпийских игр.
В 2004 году та же история произошла с произведением из Музея Мунка. На этот раз получилось вооружённое, но довольно мирное, без стрельбы, ограбление. Обе картины были найдены при странных обстоятельствах и вернулись на свои места.
Мунк очень нравится грабителям: 34 его работы до сих пор ищет полиция.

Крик природы

Знаменитая живописная версия 1893 года — самая яркая из четырёх. На переднем плане схематично изображена человеческая фигура, больше напоминающая скелет. Руки героя прижаты к голове, глаза и рот широко раскрыты.
Герой стоит на деревянном мосту над обрывом. Скалистый пейзаж фона в мрачных оттенках густо-синего и грязно-коричневого и неестественно яркое оранжевое зарево в небе рождают ощущение сочащегося из картины безумия.
Волнообразные контуры тела героя сливаются с извилистыми линиями пейзажа. Человек кричит — и вместе с ним кричит природа. Это наглядное воплощение экзистенциального страха.

Кто кричит на картине Мунка

«Крик» ставит перед зрителем множество неразрешённых вопросов. Очертания залива в скалах — это один из фьордов в окрестностях Осло, как считают некоторые исследователи, или условный пейзаж? Какой из источников крика первичен? Кричит ли герой, а природа вторит ему, или же это он отвечает на безмолвный крик природы? А может быть всё, что изображено на картине, — это мир, порождённый страданием персонажа и видимый лишь ему одному?
В измождённом существе на переднем плане видели скелет, эмбрион и даже мумию. Художник действительно мог наблюдать мумии, выставленные в европейских музеях. Одна из них — перуанская, с открытым ртом и прижатыми к лицу руками, которая демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже, считается возможным прототипом героя. Даже если персонаж картины «Крик» и был навеян каким-то конкретным образом, то выглядит скорее как схематичная бесполая фигура, которая олицетворяет всё человечество.
Яркие цвета неба довольно необычны для Мунка. Огненные всполохи заката связывали с редким атмосферным явлением под названием «перламутровые облака» и даже с разрушительным извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Сила его взрыва многократно превосходила мощность атомной бомбы. В атмосферу попало гигантское количество вулканического пепла, из-за которого ещё несколько лет наблюдались яркие огненные закаты.
Сам Мунк оставил запись в дневнике, которая описывает источник его переживаний так: 
«Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-чёрным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».
Эта работа во многом предвосхитила искусство XX столетия. Она стала источником вдохновения для многих художников, и среди них были не только экспрессионисты и сюрреалисты, но и представители других направлений, например, поп-арта. В конце концов, это единственное произведение, которое превратилось в две версии эмодзи. Чтобы наше повествование не было совсем безысходным, закончим его так: 🙀🙀🙀🙀🙀

Правое полушарие Интроверта

ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО