Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Кто изображен на картине «Всадница» Брюллова?

Карл Брюллов первым из российских художников написал портрет юной дворянки в стиле парадных конных портретов императоров. Это было смелым решением. Кроме того, живописец даже пренебрег законами физики, чтобы показать красоту наездницы. Кого же изобразил Брюллов? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Летящий ангел

В Италии Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Самойловой. Она переехала туда после разрыва с мужем. Графиня была музой художника. Несколько лет у них был роман, и до конца жизни живописца они не переставали общаться. Самойлова писала Брюллову: «Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена».
Бенуа-Шарль Митуар. «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой», 1826 год
На картине художник изобразил воспитанниц Самойловой: Джованнину и Амацилию.
Джованнина верхом на лошади подъезжает к террасе итальянской виллы. Она останавливает коня, который встает на дыбы. Джованнина представлена невозмутимой и прекрасной. Она как будто парит над лошадью. Зрители, увидев полотно, назвали дворянку летящим ангелом. Стоит отметить, что живописец пишет Джованнину с идеальной осанкой. Хотя в реальной жизни она бы наклонилась к лошади, чтобы потянуть ее за поводья.

Воссоединение сестер

Джованнину встречает ее сестра — Амацилия. Лицо девочки красивое и миловидное. Она с нетерпением ждет сестру и восхищается ее красотой. Амацилия — дочь композитора Джованни Пачини. Одна из его опер как раз и вдохновила Брюллова на картину «Последний день Помпеи».
Конь изображен мощным и сильным. Художник показывает контраст между лошадью и хрупкой наездницей. Стоит отметить, что возвышенная красота, которой подчиняется дикая сила, — это один из основных мотивов романтизма.
На полотне также присутствуют породистые собаки. Они радуются возвращению хозяйки, одна из них даже бросается под копыта коню. На ошейнике собаки присутствует имя заказчицы.
На картине мы видим жизненную энергию дворянок, уверенность наездницы, момент счастья, когда сестры после недолгой разлуки воссоединяются.

Невозмутимость наездницы на фоне сгущающихся туч

Брюллов мастерски передает динамику и настроение героев. С помощью теплых и «живых» красок он показывает атмосферу летнего вечера в Италии. Некоторые критики возмущались, что художник написал Джованнину ненатуральной, так как на ее лице нет эмоций радости и счастья. Но живописец сделал это намеренно, чтобы отразить невозмутимость наездницы и взбудораженное состояние лошади. Возвышенную красоту героини подчеркивает и пейзаж на заднем фоне. В парке начинают сгущаться тучи.
«Всадница» была выставлена в зале Миланской Академии изящных искусств Брера. Она быстро стала популярной работой начинающего художника. Позже живописец стал успешным и в России благодаря полотну «Последний день Помпеи».
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО