В память об Улае – партнере и соавторе Марины Абрамович
Мнение «Правого полушария Интроверта» Время чтения - 5 минуты Приложение для саморазвития. Скачать
Автор Алена Репина.
Лектор по направлению искусство.
В память об Улае – партнере и соавторе Марины Абрамович
Говорят, современное искусство часто оказывается вне морали. «Чистое, вечное и высокое» воспринимается как неотъемлемая часть искусства XVIII-XIX века, но не ХХ-го. А зря. Когда искусство фокусируется на, казалось бы, узком объекте – человеке и его самоощущении, эмоциях, жизненных состояниях, – то создается чистое, искреннее искусство, где главным героем наконец становится Человек.
Этот самый человек и его жизнь во всей своей сложности и неоднозначности лежит в основе поисков и работ Франка Уве Лайсипена и Марины Абрамович, которые стали известны в дуэте Марина и Улай.
Два художника построили совместную 12-летнюю творческую деятельность на экспериментах преимущественно телесного характера. Их работы – это перформансы, где инструментом становится человеческое тело. Они исследуют интимное, чувственное взаимодействие между людьми.
С 1976 по 1988 год творческий дуэт балансировал на грани между искусством и взаимоотношениями, в которых сокровенные части жизни художники рассматривают с помощью телесного взаимодействия, при этом каждая из их работ связана всегда с физическим преодолением.
Вот некоторые из них:
Отношения во времени (1977)
В течение 17 часов влюбленные художники сидели в галерее со связанными волосами, находясь заведомо в ситуации, когда от усилий и усталости одного зависел комфорт другого.
Imponderabilia (1977)
Обнаженные художники стояли по двум противоположным сторонам в дверном проёме галереи. Прямо, кстати, пройти между ними было невозможно, нужно было выбрать, к кому повернуться лицом. Вместо 6 часов перфоманс продлился 3 часа, так как к месту действия прибыла полиция.
Смерть себя (1979)
Художники соединились в подобии поцелуя и дышали воздухом друг друга до тех пор, пока не теряли сознание.
Энергия покоя (1980)
На протяжении 1,5 минут Улай и Марина держали натянутый лук, направленный стрелой прямо в сердце Марины. Надо ли говорить, что это один из самых опасных перфомансов из когда-либо проводившихся? Такое взаимодействие возможно только при полном, даже абсолютном доверии между людьми.
В присутствии художника (2010)
В 1988 году, когда постоянное сотрудничество, балансирующее на грани поглощения друг другом и дополнявшееся бытовой совместной жизнью, подошло к концу, пара официально рассталась.
Вновь они встретились спустя 22 года.
В 2010 году Марина Абрамович устроила перфоманс, в рамках которого она, неподвижно сидя на своем месте, смотрела в глаза каждому, кто садится напротив нее. В первый же день на контакт с Мариной пришел Улай и, покинув Марину, будто уступил ей перфоманс, который они начали еще в 1980-е.
Сольная карьера
Если сольная карьера Марины сложилась как нельзя удачно, её даже окрестили «бабушкой перфоманса», то индивидуальная карьера Улая проходила вдали от широкого внимания.
В начале 90-х он сфокусировал своё внимание на фотографии. Художник погрузился в европейскую историю, анализировал символику национализма и империализма и собрал снимки в новую серию Berlin Afterimages (1994-1995). Кроме того, занимался проектами, связанными с идеей охраны природных ресурсов.
Несмотря на то, что его телесный и пластический вклад в историю искусства неразрывно связан с Мариной, а их искусство – это новая история, которая на вершину художественного пьедестала ставит действие, его вклад остается неоценимым. В ноябре 2019 г. в Стеделийк-музее в Амстердаме, теперь уже в память об ушедшем художнике, открылась большая ретроспектива Улая, которую можно увидеть до конца апреля 2020 года.
А как вы относитесь к их совместным перформансам с Мариной Абрамович?
Фото обложки: Andrej Peunik MGML
Больше полезных статей в нашей группе ВКонтакте Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!