До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Кто изобрел поезда?

200 лет назад создание устройства, способного доставить сотни тонн груза по суше, считалось абсолютным прорывом. Но прежде чем в каждом уголке Земли появилась железная дорога, изобретателям и промышленникам пришлось пройти длинный путь.
Время чтения: 4 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Паровой двигатель

Появление поездов — результат первой промышленной революции (сейчас идёт четвёртая). Благодаря изобретению парового двигателя ручной труд стал заменяться машинным. Транспортировка грузов не стала исключением.
Сам поезд — это не одно изобретение, а целый комплекс. Паровой двигатель сыграл, пожалуй, ведущую роль в создании первого поезда. История его создания очень интересна: два инженера, И. И. Ползунов и Дж. Уатт, работали над ним независимо друг от друга во второй половине XVIII века.
Ползунов закончил сборку паровой машины в 1765 году, заполучив пальму первенства. Однако его смерть прервала работу над проектом, а рядом не оказалось преемника, способного продолжить начатое.
В 1769 году французский офицер Жозеф Кюньо создал паровую повозку для тяжёлых орудий, но изобретение вскоре заняло своё место в музее.
Судьба другого парового двигателя и его автора сложилась куда более удачно. В 1784 году механик из университета Глазго Джеймс Уатт запатентовал изобретение. Универсальность ей придавал кривошипно-шатунный механизм, благодаря которому двигатель можно было приспособить практически под любое производство.

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Паровоз — это не просто машина на железных колёсах. Для его работы нужна инфраструктура, состоящая из колеи с рельсами и шпалами, стрелочного перевода, вокзалов, грузовых станций и многого другого.
Транспортировка грузов с помощью рельсов не была чем-то новым для человека. Деревянные рельсы и вагоны использовали ещё древние египтяне, греки, римляне. Только в XVIII веке с ростом добычи ископаемых металл заменил дерево. Колёса стали делать из чугуна. Совершенствовалась форма рельс и колёс, улучшилась устойчивость тележек.
Россия не уступала другим странам в скорости развития железнодорожного транспорта. Например, в 1788 в Петрозаводске году появился так называемый «Чугунный колесопровод». По нему гоняли вагонетки с грузом. Однако настоящие локомотивы появятся на железных дорогах лишь в XIX веке.

Первый паровоз

Англичане первыми изобрели паровозы. В 1804 году Ричард Тревитик продемонстрировал машину на рельсах, которая перевезла 10 тонн груза и 70 человек на несколько миль. Однако она была слишком тяжёлой: рельсы быстро приходили в негодность. Вскоре проект свернули.
Локомотив Третвика
Другой англичанин, Джордж Стефенсон, смог доработать конструкцию, предложенную Тревитиком. Он создал 3 прототипа локомотива. Последний оказался наиболее удачным. Хотя Стефенсону удалось увеличить скорость паровоза с 6 км/ч до 18–25 км/ч, пассажирские вагоны по-прежнему нуждались в конной тяге, а на крутых участках применялись канаты.
Этого хватило для запуска в 1825 году первой в мире железной дороги протяжённостью 40 км. Так началось развитие новой промышленной отрасли; уже к 1840 году в Англии открыли более 2000 км железных дорог.
Бум строительства начался не только на островах, но и во Франции, Бельгии, США, России и других странах. Однако если со строительством железных дорог затруднений не возникало, то создание локомотива стало сложной задачей.
В России первая железная дорога появилась в 1837 году. Она связала Петербург с Царским селом. Затем последовали Варшаво-Венская дорога 1840 года и дорога Петербург – Москва 1851 года. После отмены крепостного права темпы железнодорожного строительства выросли, и Российская империя стала одним из лидеров по протяжённости путей.

Изобретатели с Урала

Работа над железнодорожным транспортом началась в России немного позже, чем в Англии или США. Бывшие крепостные отец и сын Черепановы начали испытания своего первого паровоза в 1834 году. Через год изобретатели представили второй образец. Он мог перевозить 16 т (вместо 3,3 т), стал быстрее. Для паровоза была подготовлена железная дорога.
Чертёж первого паровоза Черепановых
Однако проект Черепановых, предназначенный для грузов нижнетагильских заводов, не прижился — владельцы отдали приоритет гужевому транспорту. Да и сам паровоз не был идеальным: в качестве топлива использовались дрова, и их требовалось очень много.

Царскосельская железная дорога

Практически в то же время в Петербурге начали проектировать первую железную дорогу России. Следует отдать должное предприимчивости австрийского инженера Франца Герстнера: благодаря его инициативе железнодорожное строительство стало обсуждаться на высшем уровне (хотя у Герстнера был коммерческий интерес). В итоге власти решили строить небольшую опытную дорогу.
Практически все материалы были импортными — начиная с рельсов и заканчивая подвижным составом. Первый паровоз доставили из Англии, с завода того самого Стефенсона. Скоро некоторые импортные комплектующие заменили отечественными: грузовые вагоны, трубы, дорожные механизмы стал производить Александровский завод. С конца 1860-х годов в России стала налаживаться система по производству локомотивов.
С тех пор быстрые и комфортабельные поезда стали показателем развитости страны. Современному человеку трудно представить жизнь без железнодорожного транспорта, а промышленность под его нужды развивается до сих пор. Возможно, поезда будущего будут иметь мало общего с первыми локомотивами.
ИСТОРИЯ