Время чтения - 2 минуты
Автор - Анастасия Кулькова
Очень часто в тех или иных личных качествах и моделях поведения обвиняют родительские программы. Т.е. мы впитываем от родителей определенный набор реакций и не можем поступать иначе. Давайте разбираться, что такое родительские программы и можно ли их изменить.
Что это?
Родительские программы - это установки, которые мы перенимаем от родителей. Они крепко фиксируются психикой и продолжают влиять на нас уже во взрослом возрасте.
Например, мы можем вслед за гиперопекающими родителями считать себя беспомощными и ни на что не годными, и, соответственно, регулярно недооценивать свои результаты, рассчитывать на менее престижную должность. Или же вслед за тревожными родителями видеть опасность во всех и каждом – и не позволять себе заводить друзей и возлюбленных.
Как это работает?
Мы действительно что-то заимствуем у наших родителей – их поведение и реакции. Однако ни психологии, ни какой-либо другой науке не известно доподлинно, что конкретно мы забираем. Нет ни достоверно описанных механизмов, ни экспериментально обоснованной программы, которые позволяли бы говорить: вот это ребёнка травмирует, и он всю жизнь будет сторониться близости, а вот этого он и не заметит. Точно можно сказать лишь одно – усваивается далеко не всё.
Опять же, поскольку мы не можем точно установить, что, когда и почему будет усвоено маленьким человеком, мы не можем говорить только о плохом влиянии родительских программ. Совершенно запросто мы в детстве можем усвоить уважительное отношение к близким и заботу о самом себе.
Адаптивные и дезадаптивные программы
Предлагаю рассматривать родительские программы не с точки зрения хорошего или плохого вклада в судьбу, а с точки зрения их адаптивности. Т.е. насколько эта программа мне помогает, облегчает мою жизнь, насколько она полезна. И тогда можно разделить их на две категории: адаптивные и дезадаптивные.
Вышеупомянутые примеры с гиперопекающими или тревожными родителями – это дезадаптивная программа.
Другой вариант: ребенку с детства говорили, что жизненный успех во многом зависит от собственного вклада. И вот уже взрослый человек старательно учится и оттачивает мастерство, получая заслуженные лавры в профессии. Такая программа адаптивна.
Родители действительно виноваты?
Все мы родом из детства, это так. Однако стратегия поиска виноватых в лице родителей редко приводит к более счастливому варианту жизни. Эрик Берн – человек, подробно описавший разнообразные варианты родительских сценариев, – считал, что если родитель воспитывает Лягушку, ему хочется, чтобы ребёнок рос именно счастливой Лягушкой, а не каким бы то ни было Принцем. И это не злой умысел.
Родители, если не брать крайние варианты, в большинстве своём желают нам добра. И даже если их методы воспитания не вполне соответствуют представлениям современной педагогики, лучшее, что может сделать человек во взрослом состоянии – взять жизнь в свои руки.
Что делать с родительскими программами?
Что обязательно надо знать: родительские программы поддаются коррекции. Не просто, не с первого раза, но поддаются!
Необходимо пробовать менять свое поведение и реакции в сторону более адаптивных. Для этого нужно понаблюдать за собой и попробовать зафиксировать свои мысли и реакции, которые усложняют жизнь. Например, если вспомнить вышеупомянутые ситуации, то осознать, что беспомощность и повышенная тревожность – установки, которые можно поменять.
И, наконец, тренировать в себе новую привычку – самостоятельно или с психологом – иначе думать и иначе действовать.
В качестве дополнительного материала для изучения темы родительских сценариев рекомендую прочитать книгу Клода Штайнера (одного из учеников Эрика Бёрна) «Сценарии жизни людей».
А вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что действуете и думаете в соответствии с родительскими установками? Мешало ли вам это?
Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!
|VK |YouTube