Было ли так всегда, или это особенность только нашего времени?
Путешествиями больше никого не удивить – более того, сейчас даже как-то стыдно не путешествовать. Но откуда у нас возникла такая страсть к путешествиям и что это говорит о нас?
Давайте посмотрим, что об этом нам может рассказать философия.
Приложение для саморазвития. Скачать
Человек путешествующий
Если мы взглянем на мифологию и литературу, то увидим, что все там постоянно куда-то идут. Одиссей, Данте, Дон Кихот — все они находятся в бесконечном путешествии. Да, путь Одиссея сложно назвать путешествием в современном понимании этого слова, но все-таки. В европейской культуре мы постоянно встречаем образ путешественника, что привело к созданию сразу нескольких теорий о том, что путешествие – одна из ключевых характеристик человека как такового.
Исследователь мифологии Д. Кэмпбелл в книге «Тысячеликий герой» выводит идею «мономифа», в центре которого стоит цепь: обычная жизнь героя — отправление героя в путешествия с подвигами — возвращение домой в новом статусе. Что, по сути, является структурой любого путешествия.
Чешский писатель М. Кундера отмечает интересный момент в истории Одиссея — первого великого путешественника в европейской истории. Калипсо предлагает герою выбрать между бессмертием и отечеством, и Одиссей предпочитает вернуться в родные места. Подлинное путешествие всегда заканчивается дома.
Почему мы стали так много путешествовать?
Так что такое путешествие? Это в некотором смысле обряд инициации. Согласно теории румынского философа Мирчи Элиаде, любой обряд инициации состоит из трех компонентов: отделение — переход — включение. Как и любая инициация, путешествие состоит из трёх частей.
Мы покидаем родной дом, оставляем до боли знакомую нам среду и отправляемся искать новый опыт. Любое путешествие — это в первую очередь уход от повседневной рутины. Нам хочется увидеть, узнать и почувствовать что-то новое.
Само путешествие. Покинув зону комфорта, мы сталкиваемся с чуждым нам миром. Не так важно, это другой континент или соседняя область, важно то, что для нас это преодоление преград и совершение мини-подвигов. Путешествие сталкивает нас с непредвиденными ситуациями, требует молниеносных решений и всячески провоцирует нас на контакт с внешним миром.
Возвращение домой. Финальный акт любого путешествия. Без него мы лишь путники, странники или отшельники, но не путешественники. За время путешествия происходит наша трансформация, и мы возвращаемся немного другими.
Чтобы по-настоящему понять себя, нужно совершить акт рефлексии, осознать то, кто ты и как ты живешь. Путешествие позволяет посмотреть на свою жизнь со стороны.
Познание Другого
Развитие туризма в XX в. совпадает с увеличением интереса к неевропейским культурам. Именно в прошлом столетии этнологи, антропологи и социологи начинают исследовать первобытную культуру и демонстрировать весь ужас европейского гуманизма с его колониальным мышлением.
Европейскому человеку становится интересно понимать культуру других народов, а не порабощать ее. Эта тенденция начинается в академической науке, но уже к концу века переходит и в более широкие слои населения. Все чаще будут возникать туры в Африку, Южную Америку, острова Океании не с целью показать мнимое превосходство европейского мира, а с целью понять и изучить совершенно другой тип культуры. Вспомните, как недавно было популярно ездить в Индию, чтобы постичь другой образ жизни и мышления.
Познание себя
Мы уезжаем для того, чтобы найти не дальние страны, а самих себя. Одна из ключевых проблем XX века — кризис идентичности европейского человека. Если ранее благодаря христианству он знал базовые ответы на ключевые вопросы собственного существования, то в результате духовного кризиса рубежа XIX-XX в. человек потерял четкую систему ориентиров в мире.
Освободившись от всех мифологических и религиозных иллюзий, человек обрел невероятную свободу, которая обернулась трагедией. Мы перестали понимать, кто мы есть. Мир стал бессмысленным, а человеческое существование — загадкой, требующей ответа, которого у нас больше нет.
Отсюда — кризис самоопределения. Мы впервые оказались в мире, существование в котором больше ничем не объясняется. Как следствие – наше маниакальное стремление к движению. Французский философ Жиль Делез называет современного человека «номадом», вечным странником. Потеряв смысловые ориентиры в мире, мы судорожно ищем их, в том числе с помощью физических перемещений.
Альбер Камю говорил: «Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя». В современном мире кризиса идентичности нам необходимо найти ответ на вопрос, кто мы есть, и путешествие — еще один механизм попытки найти (или создать) самих себя.