Картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» критики восприняли неоднозначно. Художники-академисты называли ее «величайшей профанацией искусства». А передвижники, наоборот, увидели в Репине «своего». А что хотел показать художник и почему именно бурлаки? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Реализм против академизма
Идея картины «Бурлаки на Волге» пришла Илье Репину во время учебы в Академии художеств. Тогда он впервые увидел бурлаков — рабочих, которые тянули на себе судно против течения воды. Грязные, оборванные бурлаки выделялись на фоне нарядной публики. Это настолько поразило Репина, что он решил написать «Бурлаков на Волге». Его картина отличалась от работ других академистов, которые писали на библейские сюжеты.
Это был бунт против академических устоев. Считается, что с этого и началась эпоха реализма в живописи.
Включенное наблюдение
Чтобы картина получилась максимально реалистичной, Репин погрузился в жизнь бурлаков. Вместе с братом Василием и художниками Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым Илья Репин отправился на Волгу. Там он познакомился с бурлаками и написал первые эскизы. Живописец изобразил одиннадцать персонажей картины. Все они одеты в изодранные рубахи, изношенные лапти. Мы видим, что они работают из последних сил.
Репин выстраивает композицию таким образом, чтобы зритель видел всех бурлаков. У каждого из них есть свой характер, отличительные черты. Кто-то хочет передохнуть и закуривает, кто-то вытирает пот со лба, а кто-то ждет окончания сезона.
Бурлак с лицом древнегреческого философа, нижегородский боец и паренек Ларька
Во главе группы находится поп Канин. Его лицо напоминало Репину древнегреческого философа: «Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. А лоб — большой, умный, интеллигентный лоб — это не простак». Этой фразой художник отмечает, что цель его работы — это не вызвать жалость и сочувствие зрителей, а показать внутренний мир бурлаков.
Слева от Канина идет матрос, который ненавистным взглядом смотрит прямо на зрителя. По словам Репина, он постоянно жаловался на жизнь. Справа — силач с черной бородой. Его называли нижегородским бойцом, так как он часто выигрывал в кулачных боях. Также в группе мы видим деревенского мальчишку Ларьку, который пытается снять с себя лямку. Интересно, что у только у одного из бурлаков есть сапоги. Это отставной солдат Зотов, который не успел их сносить. Одним из последних изображен грек. Он оглядывается на баржу, в которой сидят «кровопийцы» (так бурлаки называли наемников). Герои картины по-разному относятся к своей работе, но все они связаны непростой судьбой — вынуждены тянуть лямку.