Немецкий философ Артур Шопенгауэр является главным представителем иррационализма. Универсальным принципом своей философии мыслитель считал волюнтаризм. Что он собой представляет? Разбираемся в статье.
Главная фундаментальная работа Артура Шопенгауэра — «Мир как воля и представление», которая состоит из четырех томов. Один том он посвятил вопросам этики. Есть легенда, что на столе у философа стояли бюст Канта и фигура Будды. Шопенгауэр во многом наследник немецкого идеализма. Но в то же время он спорит с Иммануилом Кантом.
Шопенгауэра называют главным мизантропом и пессимистом в истории философии. Он первым вводит сомнение по поводу человека. Шопенгауэр — сторонник индивидуальной этики. Он говорит, что возможна только индивидуальная этика, которая относится к жизни конкретного человека. Не существует универсальных правил.
Воля в представлении Шопенгауэра
Шопенгауэр является основоположником волюнтаризма. Это направление идеалистической философии, признающее волю первоосновой всего сущего. Воля подчиняет разум. Мировая воля — творческий принцип, порождающий все вещи и процессы. Единственная подлинная «вещь в себе». Воля находится в вечной борьбе сама с собой, она иррациональна. Во внутреннем конфликте воли коренится мировое зло. Оно имеет исток уже в устройстве мировой воли. Но свободной воли отдельного человека, который мог бы противится мировой воли, не существует, она подчинена мировой.
Шопенгауэр предлагает три типа характера внутри самого человека. Первый — это интеллигибельный (умопостигаемый). Он дан каждому изначально, непознаваем и неизменен. Второй тип характера — эмпирический (чувственный).
Он формируется при столкновении интеллигибельного характера с мотивами, определяет линию поведения индивида. И третий тип звучит как приобретенный. Он возникает при оценке индивидом своего поведения. Это точное познание своей индивидуальности и понимание своей роли.
Три вида эмпирического характера
Шопенгауэр говорит, что у человека есть врожденный характер. Он продолжает линию философов Нового времени. Мыслитель считает, что характер индивидуален. Это врожденная особенность конкретного человека. Именно поэтому этику Шопенгауэра называют индивидуалистской.
Философ выделяет три вида эмпирического характера по их мотивам. Эгоистический — неотъемлемое свойство большинства людей, но может доходить до крайностей (до «готовности убить человека ради того, чтобы его жиром смазать себе сапоги»). Злобный — страдания и скорбь других сами по себе служат целью, а их причинение — наслаждением. Самое чистое и специфически нравственное побуждение — это сострадание. Необходимо на другого посмотреть как на самого себя.