Казимир Малевич сыграл в судьбе Марка Шагала большую роль. Сначала художники были коллегами, Малевич работал в Витебском художественном училище, которое учредил Шагал. Но через полгода автор «Черного квадрата» монополизировал свое художественное направление в Витебске, и Шагалу пришлось уехать из родного города. Какими были отношения между художниками? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Витебск — художественное притяжение
В 1914 году Марк Шагал приехал из Парижа в Витебск, где четыре года его ждала невеста Белла Розенфельд. Влюбленные поженились и планировали поехать в Европу. Однако началась война, и они не смогли уехать в Париж. Стоит отметить, что Витебск художник тоже любил, он называл Париж «вторым Витебском». На малой родине живописец хотел основать художественную школу. В 1917 году ему предложили должность уполномоченного комиссара по делам искусств Витебской губернии.
Творчество художника знали в Москве и за границей, поэтому власть посчитала его картины «пролетарским искусством». Через два года Шагал создал Витебское художественное училище. Но в 1919 году в Витебск приехал Казимир Малевич. Он планировал издать там работу «О новых системах в искусстве», поскольку в Москве у него это не получилось. Кроме того, в провинции начинания в сфере искусства финансировались государством более щедро, чем в столице.
Малевич против Шагала
Малевич приехал в Москву и устроился на работу преподавателем в школу Шагала. Когда тот объявил о прибытии нового преподавателя, Малевич эффектно предстал перед учениками. Он медленно шел по ступеням и делал размашистые движения руками. Потом спустился на сцену и вместо речи начал делать что-то наподобие гимнастических упражнений. Он был похож на борца. Шагал не понял, что происходит, и чего на самом деле добивается Малевич. Он принял его в школу, так как считал, что ученики должны осваивать разные художественные направления. Малевич основал объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Участники этого художественного объединения приветствовали друг друга фразой «у-эл-эль-ул-эл-те-ка!», разговаривали с помощью междометий. Также они издавали альманахи, выступали с манифестами. Малевичу понадобилось всего полгода, чтобы «переманить» на свою сторону учеников Шагала и сделать супрематизм самым популярным художественным направлением в Витебске.
Монополизация супрематизма
Вскоре УНОВИС стал «единственным, ведущим к творчеству коллективом». Участники объединения расписывали трамваи в стиле супрематизм, работали над дизайном для продовольственных карточек, разрабатывали интерьеры учреждений. А Шагал остался один на один со своими картинами. Искусствоведы отмечают, что у Малевича были харизма и лидерские качества. Ученики считали его божеством. Шагал хотел научить студентов писать полотна, а Малевич был эффективным менеджером. Он продвигал супрематизм. И через пару месяцев Малевич называл своих учеников уже готовыми художниками.
Также стоит отметить, что в Витебске автор «Черного квадрата» получил жилплощадь, на которую претендовал Шагал. Но Малевич об этом не знал. Для сравнения, Шагал зарабатывал как директор Училища 4800 рублей, а у Малевича был персональный оклад в размере 120 тысяч рублей.
Кроме того, Малевичу удалось сместить Шагала, так как тот был местным. Его отец работал приказчиком, люди знали об этом и скептически относились к творчеству художника. Шагалу ничего не оставалось, кроме как уехать из Витебска, что он и сделал.
Экзамен по истории искусства не за горами, и ты не хочешь враждовать с преподавателем, как Малевич с Шагалом? Блесни знаниями на экзамене с саммари «Тайны великих художников и их картин». Если введешь «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то тебя ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
Цыганка сказала известному художнику-авангардисту Марку Шагалу, что он будет любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных. Кто были жены Шагала?
Три музы Марка Шагала