О существовании такой науки, как этнография, слышали многие. Но далеко не все ясно представляют, насколько широко её предметное поле и то, какой сложный путь она прошла, прежде чем приобрести современный облик.
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Что такое этнография
Термин «этнография» имеет греческое происхождение и переводится как «описание народов», что подсказывает нам, чем занимается эта наука. Её задача — всемерное изучение как целых народов, так и составляющих их этнических групп, а также исследование их происхождения, культуры, быта и некоторых других вопросов.
Зарождение науки
Этнография далеко не всегда была наукой в строгом смысле этого слова, хотя первые описания народов были сделаны уже в Древнем Египте. Древние греки, а вслед за ними и римляне оставили немало ценных описаний соседних народов. В Средние века христианские авторы начали фиксировать то необычное, что они замечали, посещая другие страны или общаясь с путешественниками и купцами. Марко Поло и Афанасий Никитин вошли в историю науки благодаря записанным ими свидетельствам об их странствиях.
Мощный толчок развитию «народоописания» даёт эпоха Великих географических открытий, изменившая представления европейцев о мире. На карты были нанесены обширные новые земли. Однако на протяжении столетий в Европе отношение к другим этносам было пренебрежительным. Местная культура, а нередко и само население, подвергались переработке или физическому уничтожению. Редкий мыслитель видел возможность существования мультикультурализма.
В XVIII веке происходит освоение этнографией новых научных методов, помимо наблюдения и описания. Жозеф-Франсуа Лафито, Шарль де Бросс и Георг Форстер впервые применяют кросс-культурный метод сопоставления данных о разных этнических общностях.
Становление этнографии полноценной наукой произошло уже в XIX веке. Одновременно с интересом к познанию неевропейских народов просыпается стремление исследовать культуру своего народа, которая оказывается не менее самобытной. Известные писатели и поэты Ахим фон Арним, Вильгельм и Якоб Гримм собирают народные песни и сказки, формируя научный взгляд на них.
Развитие этнографии на рубеже веков
Этнография в XIX веке развивается как самостоятельная наука, что проявляется в рождении множества направлений.
Ведущие направления этнографии в XIX – первой половины XX веков:
- Эволюционизм
- Культурно-историческая (больше известная как диффузионизм)
- Французская социологическая школа
- Школа исторической этнологии (США)
- Функционализм
- Психологическая школа Зигмунда Фрейда и Карла Юнга
Некоторые этнологические школы не потеряли приверженцев до настоящего времени, доказав своё соответствие целям науки.
Большой вклад в этнографию внесли такие ученые как Эдуард Тэйлор, Джеймс Фрезер, Эмиль Дюркгейм, Бронислав Малиновский, Марсель Мосс, Франц Боас, Альфред Рэдклифф-Браун, которые не только собирали уникальные этнографические материалы, но и подвергали их осмыслению и интерпретации, разрабатывая научные теории культуры и этничности. Благодаря научным изысканиям XIX–XX веков в общественном сознании укореняются идеи принципиальной равноценности народных культур, важности сохранения этнического многообразия, необходимости изучать явления культуры изнутри.
Знаковым произведением научной мысли в области этнографии стала работа «Аргонавты Западной части Тихого океана» Бронислава Малиновского, проведшего несколько лет жизни на островах Папуа в начале ХХ века. Малиновский впервые обратил внимание на функции элементов культуры островитян, увидев за каждым из них важную составляющую жизни туземного общества. Учёный заметил, что в традиционной культуре не существует бесполезных пережитков прошлого. Каждый обычай имеет смысл в настоящем и поддерживает равновесие в социуме. Малиновский стал основоположником функциональной школы. Впоследствии его наблюдения в среде жителей британских колоний оказались применимыми и для изучения народов всего земного шара.
В Советской России верх одержал историко-материалистический подход к исследованию народов, основанный на идеях марксизма-ленинизма. Ведущей силой в развитии человечества марксисты видели экономику. Процессы изменения культуры, религиозных и философских систем для них вторичны. Способ производства и распределения благ с точки зрения исторического материализма полностью обусловливает поведение и мировоззрение людей.
Однако со временем в отечественную науку стали проникать прогрессивные идеи европейских и американских антропологов, что дало импульс появлению новых исследовательских установок и объектов для изучения. Советские учёные отказались от марксистской теории, признали разнообразие и ценность иных культур. Народы и социумы стали рассматриваться как сложные, органичные структуры без разделения на передовые и отсталые. Во второй половине ХХ века в СССР активно развиваются этногеография и этнодемография, ведётся изучение зарубежных народов, критическое осмысление наработок западных коллег.
Что такое этнография сегодня
Последние десятилетия значительно обогатили и разнообразили этнографическую науку. Теперь её сферами научных интересов являются не только так называемые «примитивные» народы и традиционные культуры, но и этнические процессы, протекающие в современных обществах — индустриальных и информационных.
Уровень социально-экономического и политического развития уже не определяющий критерий при выборе этнографом объекта изучения. Актуальность исследования всё чаще диктуется насущными потребностями научного сообщества, заинтересованного как в сохранении этнического многообразия планеты, так и в мирном протекании сложных этнополитических процессов.
Современная этнография неразрывно связана с другими научными дисциплинами, которые помогают ей собирать и интерпретировать данные. Традиционно этнография являлась отраслью исторической, но постепенно она значительно расширяла внешние связи. Теперь её невозможно отделить от физической антропологии, философии, социологии, психологии, демографии, политологии, что помогает этнографам максимально полно охватить предмет изучения.