Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Особенности сюрреализма Сальвадора Дали

С сюрреализмом у нас, как правило, ассоциируется Сальвадор Дали. Более того, он сам себя с ним ассоциировал, говоря «Сюрреализм — это Я». Но не всё так просто. В его работах слишком много черт, которые «классическому» сюрреализму несвойственны, поэтому стиль Дали — это нечто особенное. Почему? Давайте разбираться.

Время чтения: 2 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Что такое сюрреализм


Сюрреализм появился во Франции в 1924 году с «Манифестом сюрреализма» поэта и писателя Андре Бретона. Он писал, что сюрреализм — это «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить... реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».

Именно поэтому главным методом они выбрали «автоматическое письмо»: в таком случае художественное произведение само появляется под рукой пишущего, а в процесс создания не должен вмешиваться разум. Как говорил Бретон, художник должен стать «скромным регистрирующим аппаратом». Для сюрреализма характерен взгляд на мир незамутнённым, «чистым» разумом душевнобольного или дикаря, свободным от классических установок общества.


Художник Андре Массон сформулировал такие правила создания сюрреалистического произведения искусства:

  1. Освободить создание от воздействия рациональных связей, постараться достичь транса или максимально к нему приблизиться.
  2. Отдать себя во власть внутренним импульсам, не контролируемым разумом.
  3. Творить максимально быстро, не останавливаясь для осмысления созданного.

Хуан Миро создавал на своих полотнах мир, который захвачен врасплох.

Мы видим множество кусочков жизни, не подчинённых логике. Андре Бретон называл его самым сюрреалистичным художником, так как именно ему удавалось создавать обрезы, свободные от законов разума.

А. Массон «Автоматический рисунок», 1924 г.

А. Массон «Скотобойня», 1930 г.

Х. Миро «Карнавал Арлекина», 1925 г.

А что с Дали?


Сальвадор Дали, приехав в Париж, сразу примыкает к группе сюрреалистов. И с фильмом «Андалузский пёс» становится частью течения. Но затем Дали рассорится с Бретоном и уедет обратно в Испанию.

Сюрреализм Дали далёк от автоматического письма. Он не предлагает нам бесформенную живопись, а фиксирует своё бессознательное в одних и тех же образах. Мы модем узнать и муравьёв, и профиль самого художника, и часы — да, они растекаются, утрачивают форму, но всё ещё доступны для узнавания. 

С. Дали «Постоянство памяти», 1931 г.

Метод Дали


Дали назовёт его «параноидально-критическим». Он не стремится просто освободить своё бессознательное и «выплеснуть» его на холст. Художник сначала критически осмысляет его и преобразует в отдельные, чётко обозначенные образы, а затем уже помещает их на холст. Довольно рациональный подход.

С. Дали «Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече», 1933 г.

Паранойя же понимается в данном контексте как систематизация бреда и ставит личность творца в центр некоего фантастического мира, где всё формируется согласно его желаниям. Дали занимался именно таким конструированием осмысленного бреда в целую метареальность, где всё связанно друг с другом.

Поэтому у Дали складывается «словарь» символов: саранча, костыли, яйца, муравьи, слоны, выдвижные ящики и т. д. Причём они не меняют своё значение, перемещаясь из картины в картину, за каждым из них закреплён определённый смысл.

Для нас Дали и сюрреализм связаны. Но если обратить внимание на работы художника, то можно заметить, что его живопись далеко ушла от основ направления и обрела уникальные очертания.

Правое полушарие Интроверта

2020-05-01 21:24 ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО