Журнал «Правого Полушария Интроверта»

All You Need is Love: чему нас научили The Beatles?

Время чтения: 5 минут

Приложение для саморазвития. Скачать


Больше 50 лет назад прекратила существование самая известная и культовая рок-группа в мире — The Beatles. Они собирали стадионы по обе стороны океана, выпускали легендарные альбомы и сводили с ума миллионы людей. Они стали символом 60-х — эпохи молодежных бунтов, сексуальной революции и гражданского неповиновения.
Как The Beatles стали главной музыкальной группой на планете? Давайте разбираться.

Автор: Аркадий Романов 

Революция в музыке


Ливерпульская четверка не просто экспериментировала с жанрами, а делала совершенно непохожие друг на друга альбомы. Трудно поверить, что «Hard Day’s Night» и «Белый альбом» записывали одни и те же люди.

Испытав на себе в начале пути влияние американских идолов рок-н-ролла Элвиса Пресли и Бадди Холли, The Beatles двигались от простых и веселых песен к сложным и концептуальным альбомам, от незатейливого колорита парней из Ливерпуля до международных рок-звезд.

Начиная с 1966 г. The Beatles перешли исключительно к студийной работе, перестав давать концерты. Эксперименты не прошли даром: британцы обогатили поп-музыку рядом новшеств. Гитарист Джордж Харрисон, приверженец индуизма и мистики, разнообразил звучание группы восточными инструментами («Within You Without You»). «Eleonor Rigby», одна из самых авангардных песен под авторством Пола Маккартни, – это эксперимент с мелодической линией, которая «прыгает» на дециму, т. е. через 10 нот. Единственные, кто тоже смог создать мелодию с такими скачками, — это Queen.

А песня Джона Леннона «A Day In The Life» и вовсе считается одной из лучших композиций за всю историю звукозаписи из-за нестандартного использования симфонического оркестра. 


Make Love Not War

Но начиналось все по-другому. The Beatles были «сладкой» мальчиковой рок-группой. Благодаря сотрудничеству с менеджером Брайаном Эпстоном, ливерпульские самоучки прошли путь от маленьких пабов до стадионов. Эпстон придумал для ранних битлов узнаваемый имидж: аккуратные костюмы и прически, привлекательный внешний вид. Ведь ранние 1960-е все еще были эпохой беззаботного рок-н-ролла, где иконами были Элвис Пресли и Мэрилин Монро.

Во второй половине 1960-х группа заметно взрослеет и меняет образ. Настало время неряшливых хиппи, «свободной любви» и антивоенных протестов. Трудно отследить, где The Beatles следовали мировому тренду, а где сами его создавали: от образа сладких мальчиков в костюмах с аккуратными прическами британцы прошли путь до длинноволосых рокеров в мятой одежде; от легкомысленных песен о любви до сложных, авангардных и психоделических гимнов.

Участники The Beatles лично участвовали в протестном движении. Джон Леннон, обручившись в 1969 г. с художницей Йоко Оно, провёл с ней семь дней в постели на глазах у десятков журналистов с камерами. Этот перформанс вошел в историю как «постельный протест» против войны во Вьетнаме. Джордж Харрисон был популяризатором индуизма и движения Харе Кришна на Западе.



Благодаря им облик молодого человека из среднего класса стал совсем другим — вместо аккуратно причесанного подростка он стал похож на хиппи, не чуждого восточной религии и выступающего против любой войны и несправедливости.

Популярность британцев была настолько зашкаливающей, что в армии их фанатов находились и безумцы: так, Чарльз Мэнсон совершил свои преступления, «вдохновившись» творчеством The Beatles.

При этом даже самые остросоциальные песни The Beatles вроде «Revolution» оставались фирменными поп-хитами с западающими в душу припевами и мелодиями. Они доказали, что популярная музыка не обязательно должна быть глупой и безыдейной.

Ролевая модель для любого артиста


Джон Леннон однажды бросил фразу, что «The Beatles популярнее Иисуса», чем вызвал гнев религиозной Америки. Он не знал, что настоящая популярность группы будет лишь расти после ее распада.



Конечно, это было бы невозможно без грамотного продвижения. Уже упомянутый Эпстейн сделал все для того, чтобы музыка The Beatles хорошо продавалась и обрела армию преданных фанатов. А музыкальный визионер и аранжировщик Джордж Мартин, которого иногда называют «пятым битлом», спродюсировал практически все альбомы группы и внес заметный вклад в ее революционное звучание.

Но The Beatles – это не только сама музыка. Это модель того, как должен развиваться поп-артист. Формулу успеха ливерпульской четверки повторяют группы по всему миру — от корейских суперзвезд BTS (мальчиковая группа, веселые и прилипчивые поп-хиты) до британцев Radiohead (эксперименты в студии, жанровая эклектичность).


Масштабы битломании поражают: мир заполнили тонны продукции, связанной с группой. Окончательно в легенду The Beatles превратило то, что они распались на пике своей славы, так и не воссоединившись. Неожиданная гибель Джона Леннона от рук психопата-фаната и вовсе возвела его в ранг мучеников.


Все эти компоненты важны вместе, ведь благодаря им феномен The Beatles существует до сих пор. Каждый из битлов был талантливой и интересной личностью. Они писали прекрасные тексты, были пионерами звука и играли в абсолютно разных стилях: рок-н-ролл, психоделический рок, авангард, фолк-рок. Их точно нельзя назвать переоцененной рок-группой — слишком уж большой послужной список у этих британцев.
МУЗЫКА