Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что стоит за образом Прекрасной Дамы Блока?

Блок — один из самых известных поэтов Серебряного века. Выдающийся символист, умело сочетающий мистическое и реальное. Человек-эпоха, рассказавший о переживаниях своего времени. Знаток формы. И, конечно, главный рыцарь Прекрасной Дамы. Что скрывается за этим образом идеальной девушки? Разбираемся в статье.
Время чтения: 4 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Из куртуазной лирики в художественный мир Блока

Образ Прекрасной Дамы — ключевой для Блока. Именно с ним связан любимый цикл стихотворений самого поэта — «Стихи о Прекрасной Даме», написанные в 1901–1902 годы. Это был первый опубликованный сборник поэта, и первая его серьезная работа. Несмотря на то, что цикл Ante Lucem Блок написал раньше (в 1898–1900), его стиль, по мнению исследователей, полностью сформировался только к 1902.
Александр Блок
Цикл напоминает куртуазную литературу Средневековья, которая отражала ценности и принципы рыцарства, особенно лирику трубадуров, воспевающую бескорыстную любовь к Прекрасной Даме и служение ей.
Оттуда Блок позаимствовал дистанцию между поэтом и объектом его чувства, благоговение перед Прекрасной Дамой и даже отдалённые «рыцарские» метафоры («новый щит я подниму для встречи», «поверить в мнимый конский топот», «священная броня»).
Но, конечно, эта «рыцарская литература» — лишь художественная форма, которую Блок наделил особым смыслом. Влияние на творчество поэта оказала поэзия и религиозная философия В. С. Соловьёва. В основе его учения лежал образ Софии, Души мира. По мнению Соловьёва, через Софию, воплощающей в себе вечную женственность, человек мог приблизиться к богу. Из этой идеи и появилось платоновское (у Платона это был мир идей и мир вещей) двоемирие символистов — мира мистического и идеального, мира земного и обыкновенного.

Прекрасная Дама — часть жизни

Как настоящий символист, Блок связывал мир реальный с миром художественным. Поэтому и у Прекрасной Дамы есть свой исторический прототип: жена поэта, Любовь Менделеева. Свой знаменитый цикл Блок посвятил ей ещё до женитьбы, а написал он его меньше, чем за год.
Александр Блок и Любовь Менделеева
Они были знакомы с детства — их семьи жили по соседству. В юности Блок увидел в дочери знаменитого профессора некий идеальный образ и только так на неё и смотрел всю жизнь. Их брак был нелёгким, Блок влюблялся в других женщин и заводил с ними романы, однако в итоге всегда возвращался к жене. За самой Менделеевой активно ухаживал Андрей Белый, один из ближайших друзей Блока. Этот несостоявшийся роман оказался болезненным для всех троих: поэты почти стрелялись из-за Прекрасной Дамы. Есть мнение, что связанные с этими событиями переживания легли в основу стиха «Незнакомка».
Женские образы, отсылающие к реальным знакомствам Блока, есть и в других циклах поэта. Так, «Снежная маска» связана с актрисой Натальей Волоховой — с ней Блок познакомился зимой 1907 года. К ней же он обратился в «Фаине». А вот цикл «Кармен» навеян встречей с оперной певицей Любовью Дельмас — Блок был поражён, как Дельмас исполнила арию испанской цыганки.

Перемена образа

Ранняя и поздняя лирика А. Блока сильно отличаются. Со временем поэт отрекается от присущих символизму мистицизма и двоемирия; создаёт не любовную, а гражданскую поэзию. Но даже в поздних стихах Блока сквозит тот же образ вечной женственности — Прекрасная Дама не исчезает, а меняется.
Изначально этот образ эфемерный, туманный и ускользающий. Блок не наделяет её никакими характерными чертами («мне не слышны ни вздохи, ни речи», «только образ, лишь сон о ней»). Это образ-символ, принадлежащий иному миру, к которому лирический герой Блока может только стремиться.
Со временем у этого образа появляются черты. Например, в «Незнакомке» А. Блок описывает одежду («и шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука») и запахи («дыша духами и туманами»). Этот женский образ такой же таинственный и неясный, но теперь поэт как будто приближается к нему.
Ещё более конкретный женский образ Блок создал в «Снежной маске» и «Фаине». Конкретный не из-за ярких характеристик, а из-за его осязаемости. Это уже не видение, можно говорить, гулять с воспеваемой Дамой, касаться её. Но образ выходит гибельным: Блок часто использует эпитеты «холодная», «зимняя» и даже отмечает «змеиные» кудри. Последнее — несомненная отсылка к Медузе Горгоне, которая превращала в статуи всех, кто на неё смотрел. Дама, следом за ней, очаровывает до оцепенения и последующей гибели. Стремление к идеалу губит лирического героя Блока — он понимает, что обманывался видениями и тайнами.
Кажется, что в гражданской лирике нет и не может быть никакой вечной женственности. Но там место Прекрасной Дамы как будто занимает целая страна. И в стихотворении-монологе «Россия» он обращается к ней как к возлюбленной (а не как к матери, что мы в стихах встречаем чаще):

Твои мне песни ветровые,
— Как слезы первые любви!

Лирический герой Блока перестаёт стремится к идеалу и выбирается из его плена, учится находить красоту в реальном, обыденном, общественном.
ЛИТЕРАТУРА