Журнал «Правого Полушария Интроверта»

История инквизиции

Образ Святой инквизиции прочно вошёл в современную культуру и стал одним из символов Средневековья. Охота на ведьм, пытки и сожжение людей на костре считаются основными занятиями инквизиторов. Растиражированные в массмедиа яркие образы христианских фанатиков часто полностью затмевают исторические факты. Для чего же на самом деле была создана Инквизиция и какими были итоги её деятельности?
Время чтения: 6 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Борьба с ересью в раннем христианстве

Рост числа христиан в древности вызывал проблему искажения первоначального учения. Предостережения о недопустимости ложной передачи Слова Божьего появляются уже в I веке нашей эры в книгах Нового Завета.
Во II веке появляется понятие ересь, в переводе с древнегреческого означающее «выбор». Христианские богословы подразумевали, что еретики делают ложный выбор в пользу неканонической трактовки Писания. Борьба с ересью была важным этапом формирования христианского мировоззрения. Духовенство стремилось закрепить единый для всех верующих канон, избежать разногласий.
Первоначальным методом воздействия на еретиков было убеждение или отлучение от церкви. Постепенно отношение к ним становилось всё более агрессивным: вводились штрафы и смертные казни.
Борьба с инакомыслием в церкви велась тысячи лет. Духовные власти использовали различные варианты расправы с неугодными. Однако до XIII века не существовало отдельной организации, которая занималась бы делами вероотступничества.

Создание Святой инквизиции

В 1215 году римский папа Иннокентий III создаёт церковный суд, получивший название «Инквизиция». Термин произошёл от латинского слова inquisitio, которое переводится как «разыскание, исследование». В этом значении слово широко применялось в средневековой юриспруденции. Главной задачей инквизиторов объявляется выяснение фактов отступления от веры. Формально инквизиция не обязана использовать насилие. Признание человека в ереси должно повлечь за собой раскаяние и возвращение в ряды верующих. Если же простить еретика невозможно, он отлучался от церкви и мог быть передан светским властям. Такого человека могли казнить, причём инквизиторы знали об этой практике и одобряли её. Они были убеждены, что дело уничтожения ереси стоит выше любой цели.
Иннокентий III
В Средние века инквизиция распространяется по Европе. В разных странах её успехи заметно отличались. Добиться влияния инквизиторы могли только в регионах с мощной властью католической церкви. В Испании, Италии и Португалии деятельность Святой инквизиции стала масштабной, а вот немцы, славяне и ряд независимых итальянских городов не приняли эту организацию.

Испанская инквизиция

Король Испании Фердинанд II значительно усилил инквизицию: она возродилась с новой силой в 1472 году. В это время подходил к концу процесс реконкисты, то есть освобождения испанских земель от арабских и африканских завоевателей. Те ещё в VIII веке захватили значительные территории. Мусульмане и иудеи на подконтрольных Испании землях должны были принимать католичество. Инквизиция следила за соблюдением этого правила и карала нарушителей.
Марк Антокольский. «Инквизиция», ок. 1906 года
Руководителем инквизиторов был Томас Торквемада. Он прославился энтузиазмом в преследовании еретиков и иноверцев. Испанская инквизиция быстро приняла антисемитский характер. Этому способствовало особое положение евреев в средневековом обществе. Иудеи, не пожелавшие принимать христианство, имели ряд ограничений в правах, отделялись от основной массы населения. В то же время крещёные евреи вызывали неприязнь, добиваясь успехов в церковной карьере. Испанцы массово верили в еврейские заговоры.
Период Торквемады стал самым кровавым в истории инквизиции. Масштаб насилия в средневековой Испании порождает множество споров в научной среде. Архивы по судам инквизиции сохранились не в полной мере. Сегодня учёные склоняются к мнению, что число жертв инквизиции намеренно преувеличили противники испанской короны. В Испании слухи о зверствах церкви получили название «чёрной легенды». Хотя инквизиторы применяли пытки и даже казни, их основной интерес заключался в пополнении королевской казны. Большинство подозреваемых в ереси получали обвинительные приговоры, но наказывались лишь конфискацией имущества или штрафом.
Испанская инквизиция существовала до XIX века, но, разумеется, не в первоначальном виде. Функции и полномочия инквизитора заметно ограничились. Основной деятельностью организации стало обеспечение цензуры.

Охота на ведьм

В XV веке Европу накрывает моральная паника вокруг колдовства и одержимости. Вера в чёрную магию и злых духов сопровождала человека на протяжении веков, но помешательство на этой теме произошло лишь с повсеместным распространением историй о сатанинских кознях. Этому способствовали отдельные личности, например, Генрих Крамер, автор книги «Молот ведьм». Появление книг и целой науки о демонах укрепило в общественном сознании мысль о реальной опасности магии.
Инквизиция не занималась целенаправленным преследованием колдунов в первые две сотни лет существования. Если такие дела и рассматривались в церковном суде, обвиняемому достаточно было покаяться и получить прощение. В 1484 году ситуация резко меняется. Римский папа Иннокентий VIII под влиянием Крамера заявил о необходимости уничтожить колдовство.
Главными жертвами охоты стали женщины. Помимо патриархальных устоев, сыграл роль корыстный интерес, ведь доносчики в то время получали награду. Охота на ведьм продолжалась с XV по XVII век, унося десятки тысяч жизней. Активность охотников на ведьм пришлась в основном на Францию, Швейцарию и Германию, в меньшей степени отразилась в Англии и Америке.

Конец инквизиции

С окончанием периода Средневековья роль церковных судов сводится к минимуму. Сказывается повышение терпимости к чужим религиозным движениям, а существование нескольких вариантов христианской веры уже не является поводом для репрессий. Инквизиция превращается в очередной образ из прошлого, наделённый чертами нечеловеческой жестокости и неограниченной власти. На самом деле, эта организация решала в основном насущные финансовые проблемы церкви, а основные ужасы творили светские власти, в чьи руки передавали еретиков. Преследования и казни ведьм стали массовым движением, которое церковь запустила, но не в полной мере контролировала и поддерживала.
ИСТОРИЯ