Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Мона Лиза: шедевр или нет?

Величайший портрет в истории или просто распиаренная картина? Разбираемся во взглядах хейтеров и фанатов на «Мону Лизу» Леонардо да Винчи.
Время чтения: 2 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Историческая ценность

«Мона Лиза» — не только известный портрет, но и окно в историю эпохи Возрождения. В ней заключены характерные черты того времени: увлечение наукой, внимание к деталям и стремление к совершенству.
К тому же, эта картина дает зрителю возможность заглянуть в прошлое и увидеть частичку культуры и моды времен флорентийского Возрождения. Историк искусства Борис Виппер нашел следы моды кватроченто на лице Джоконды: у нее отсутствуют брови и волосы на верхушке лба. Этот стиль был распространен среди итальянских аристократок XV века.
Ч. Маккари. «Леонардо пишет портрет Джоконды», 1863 год

Техническое мастерство

Леонардо да Винчи изобрел уникальные художественные методики. Одна из них — сфумато. Это техника плавного перехода между цветами и контурами, которая создает эффект мягкости и объемности. «Мона Лиза» — прекрасный пример использования этой техники: ее лицо словно окутано тонким дымком, что придает загадочности изображенной даме.
Портрет идеально вписывается в формулу «золотого сечения». Это спираль, похожая на ракушку, которая символизирует идеальность мира природы и подчинение гармонии математическому закону: появляется отношение частей к целому, когда большая часть относится к меньшей так же, как целая к большей. Такое отношение составляет 1,618. Оно повторяется в пирамидах Хеопса и присутствует в древнегреческих трактатах, на основе «золотого сечения» разрабатывались идеальные колонны и храмы.
Леонардо да Винчи — не просто художник, но и инженер с математическим талантом. Он превратил искусство в решение уравнений и выверял идеальные пропорции и при написании «Моны Лизы», и при создании более ранней «Тайной вечери» в миланском монастыре.

Эмоциональная глубина

Сама улыбка «Моны Лизы» — источник бесконечных споров. Некоторые считают ее таинственной и даже соблазнительной, другие видят в ней грусть и иронию. Выражение ее лица очаровывает зрителей и заставляет их погрузиться в размышления о настроении и эмоциях женщины.
Эмоции появляются и благодаря контрастному пейзажу. Виппер пишет: «У Моны Лизы — реальность жизни, у пейзажа — реальность сна. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение её собственной мечты».
Копия «Моны Лизы» из Прадо. Справа — потемневшая версия, слева — расчищенная в 2012 году..

Хайп и завышенные ожидания

Известность этой картины сделала ее символом искусства, но это также может создать искаженное представление о ее идеальности и непревзойденности. Критики отмечают, что из-за экспериментов с красками при написании картина могла погибнуть — она сильно потемнела, на ней образовалось много трещин-кракелюров. Из-за них сотрудники Лувра больше не хотят отдавать «Мону Лизу» на выставки в другие города, поскольку боятся, что даже малейшие изменения влажности могут повлиять на полотно.
Были у картины и периоды забвения: она не считалась лучшим образцом творчества Леонардо и сильно потемнела к XVIII веку. О ней знали в основном искусствоведы и фанаты художника, однако все изменила кража в 20 веке: журналисты ухватились за эту историю и раскрутили ее, превратив кражу неизвестного широким массам портрета в преступление века. После триумфального возвращения в Лувр (что произошло по случайности — вор отозвался на объявление в газете и практически пришел с поличным) «Мона Лиза» стала важной частью коллекции.
Вопрос, является ли портрет шедевром, остается открытым, так как оценка искусства зависит от индивидуального восприятия каждого человека. Обсуждение критериев «великости» важно, так как оно позволяет нам лучше понять природу искусства и его роль в нашей культуре.
ИСКУССТВО