Живописец Василий Верещагин работал в батальном жанре: он изображал войны, сражения и битвы. «Апофеоз войны» — самая известная картина художника. В статье разберем, в чем смысл этого полотна.
Верещагин написал «Апофеоз войны» в 1871 году. Картина стала частью «Туркестанской серии». В нее входят полотна, которые художник создал после двух поездок в Туркестан, куда он поехал после окончания Академии художеств по приглашению генерал-губернатора региона и командующего русской армией Константина Кауфмана. Тогда Верещагин впервые увидел войну в живую. Художник был вовлечен в военные действия — он участвовал в обороне Самарканда и получил Орден Святого Георгия IV степени.
Пирамида из черепов
Главный элемент «Апофеоза войны» — большая пирамида из человеческих черепов (энтузиасты насчитали около 28 тысяч штук). Она символизирует смерть, которую приносят войны.
На заднем плане картины мы видим разрушенный город и обугленные деревья, которые подчеркивают масштаб разрушений, причиненных массовыми убийствами. Вороны, которые вьются вокруг пирамиды, добавляют картине атмосферу печали и опустошенности.
Желтый цвет, в котором выполнена картина, ассоциируется с упадком. Он подчеркивает бесплодность и безжизненность места, где происходят ужасные события.
Символ пацифизма
Сюжет «Апофеоза войны» связан со среднеазиатским завоевателем Тамерланом. Он был известен своей беспощадностью и жестокостью во время войн. Подобные пирамиды из черепов оставляли его войска после массовых убийств.
Однако картина Верещагина не является прямым изображением действий Тамерлана. Она отражает общую идею ужасов и разрушений, вызванных войной. На раме полотна живописец сделал надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Художник призывает задуматься о последствиях войны и показывает, какова цена военных триумфов.