Мы еще к обычной онтологии не привыкли, а тут уже темная подъехала.
Разбираемся, кто ее придумал и зачем.
Время чтения — 3 минуты Приложение для саморазвития. Скачать
Что это?
Если онтология — раздел философии о бытии, то темная онтология должна быть о темном бытии? Что?
Данный термин не очень распространен, и впервые его заявил в философии Леви Брайант. Это современный философ и теоретик, известный своим вкладом в область спекулятивного реализма и нового материализма. Его работы в основном сосредоточены на онтологии, теории объектов и социальной теории.
Он его употребил в статье «Аксиомы Темной Онтологии» («Axioms for a Dark Ontology»), в которой кратко изложил базу своей философии.
Его темная онтология — это онтология конечного материального мира без мистических, духовных или идеальных планов реальности. Это исследование бытия какое оно есть, каким оно нам представляется — без предположений загробного мира и бесконечности вселенной.
Назовем это так — «онтология конечности».
Аксиомы темной антологии
Леви Брайант и так кратко сформулировал свои основные идеи, но мы постараемся передать их еще короче.
Все бессмысленно. У жизни или бытия, или мира нет никакого скрытого смысла, замысла, идеи. Нет никакого великого значения, за которое мы привыкли цепляться — только мир, каков он есть.
Люди придают вселенной значимость, и это нормально — это особенность мышления людей. Просто это не значит, что какая-либо значимость заложена в самих вещах.
Все конечно. Жизнь конечна, мир конечен, вселенная конечна. Солнце однажды взорвется, а вселенная расширится далеко и надолго или схлопнется обратно — тут еще есть разные концепции в науке. Но факт в том, что у всего есть свой срок годности, короткий или длинный.
Конечность пугает. Особенно когда отказываешься от концепции загробной жизни и вселенского предназначения. Но это же и придает особую значимость нашей жизни и объектам вокруг в наших глазах.
Все сверхъестественное, мистические опыты и духовные прозрения — или явления, плохо исследованные наукой, или когнитивные искажения, или нейрологические опыты. У всего есть объяснения гораздо более простое, чем высокий смысл.
Никакой магии, никаких субстратов и сущностей, голая материя с теми смыслами, которые люди в ней видят и придают ей. И люди — такая же голая материя.
Сторонники темной онтологии переживают изумление, страх, восторг перед вещами — потому что они понимают конечность себя, конечность опыта, конечность вещей, бессмысленность происходящего и уникальность случайного события. Это тоже совершенно не мистические или духовные переживания — это человеческие эмоции перед смыслом бессмысленности.
В общем, мы получаем новый виток материализма со специфическим преломлением в виде интереса к объектам и вещам, уважения к ним и понимания конечности мира. Как и того факта, что кроме этого мира у нас больше ничего нет.