Автопортреты Ван Гога составляют большую часть его художественного наследия. Некоторые из них, как «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой», кажутся нам странными. Но что именно вызывает такие чувства? Разбираемся в секретах картины в статье.
Время чтения: 2 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Приложение для саморазвития. Скачать
Контекст
Винсент Ван Гог написал «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» в 1889 году после ссоры с художником Полем Гогеном. Именно тогда по легенде он и отрезал себе ухо. В то время Гоген гостил у него во французском городе Арль. Художник мечтал создать спокойную творческую коммуну, однако никак не мог договориться с другом. Ввиду своего тяжёлого психического состояния Ван Гог не давал ему сосредоточиться и собраться, а своим «безалаберным» отношением к делу рушил задумку художника. Когда Гоген решил его покинуть, Ван Гог в порыве эмоций набросился на друга, но тот дал ему отпор. Тем же вечером он совершил поступок, который критики и искусствоведы пытаются интерпретировать до сих пор.
Одни считают, что он является следствием алкогольного делирия или душевной болезни. Другие — что таким образом Ван Гог признал поражение и искупил перед другом вину. Главное заблуждение состоит в том, что Ван Гог не отрезал уха целиком: лезвием бритвы он отсёк лишь мочку.
Странности автопортрета
На портрете художник одет в тяжёлое зелёное пальто и чёрную меховую шапку. Его голова перебинтована, а во рту он держит курительную трубку. Взгляд трудно описать однозначно: он кажется одновременно глубоким и поверхностным. Думает ли он о чём-то или его разум абсолютно чист? Возможную разгадку даёт задний план картины. Он разделён на две части: оранжевую и красную.
Изначально тёплые цвета, в комбинации они рождают странную «звенящую» ассоциацию. Яркие оттенки мы видим, если сильно зажмуриваемся, испытываем чувство ярости или только что совершили резкий и необдуманный поступок. В такие моменты чувства руководят разумом: нас окружают лишь отголоски образов, цветовые пятна и звуки. Единственный элемент «реального», за который цепляется художник — трубка. Клубы дума выходят из неё медитативно, но общее настроение картины указывает на то, что и они скорее механически соединяют Ван Гога с действительностью.
Поначалу «Автопортрет» кажется уютным, но чем дольше в него всматриваешься, тем сильнее он настораживает, пугает и даже отталкивает. Он напоминает фотографии преступников перед арестам и снимки военных с характерным «взглядом на две тысячи ярдов».
Брат-близнец
Интересно, что после трагического случая Ван Гог написал ещё один автопортрет. На картине «Автопортрет с перевязанным ухом» мы видим художника уже в настоящей комнате и можем очертить контуры пространства и мебели. Ван Гог больше не курит трубку, но при этом кажется нам более «живым». Неслучайно на заднем плане расположена вольная репродукция японской гравюры «Гейши в пейзаже» Сато Токио: художник возвращается к тому, что вдохновляло его на протяжении карьеры.
Однако и этот «Автопортрет» амбивалентен. На это намекает выбор зелёного цвета. С одной стороны, он символизирует гармонию и успокоение. С другой — тоску, зависть и другие неприятные чувства. Взгляд художника всё так же отстранён, но мы замечаем в нём ноты сожаления. Иллюзия здесь уступает реальности.