Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как работает эффект Стрейзанд?

В 2003 году Барбара Стрейзанд обратилась в суд с требованием взыскать с фотографа, запечатлевшего дом певицы, 50 миллионов долларов США. Стрейзанд не понравилось, что теперь на ее владения мог посмотреть каждый. Тихо уладить вопрос не удалось — дело приобрело немыслимую популярность. Почему так произошло рассказываем в статье.
Время чтения: 5 минут

2003 год: как все начиналось

Эффект Стрейзанд — социальный феномен, который заключается в том, что тем больше лицо пытается скрыть или запретить публикацию и распространение какой-либо информации, тем больший ажиотаж она вызывает.
К нему иногда прибегают во время PR-кампаний для создания хайпа вокруг какого-либо события или медийной персоны. Название эффекта происходит от имени американской актрисы и певицы Барбары Стрейзанд, чья попытка удалить изображение своего дома с веб-сайта, на котором были опубликованы фотографии Калифорнийского побережья, привела к противоположному результату.
История эффекта Стрейзанд началась в 2003 году, когда Барбара Стрейзанд подала иск на фотографа Кеннета Адельмана (англ. Kenneth Adelman), снявшего более 12 000 других фотографий побережья Калифорнии в рамках проекта «California Coastal Records Project». Цель проекта заключалась в изучении эрозии береговой линии по разрешению и заказу правительства. Что не понравилось Стрейзанд? Певица утверждала, что фотография нарушает ее конфиденциальность, поскольку теперь она находилась в открытом доступе на сайте Pictopia.com под номером 3850 среди тысяч подобных фотографий. За ущерб она запросила 50 миллионов долларов США.

Массовый бум

Самое интересное, что до подачи иска фотография владений Стрейзанд, которые, по утверждению самого Адельмана, попали в кадр случайно, была скачана с сайта всего шесть раз — два из них самими адвокатами. Судебный процесс продолжался нескольких месяцев, и Стрейзанд, увы, проиграла. 10 мая 2004 года суд отклонил требования певицы и потребовал с нее компенсацию судебных расходов Адельмана в размере 154 тысяч долларов. Дело могло бы закончиться только этим, бывают в юриспруденции и такие ситуации, вот только активные действия Стрейзанд скрыть фотографию от общественности привлекли к ней еще больше внимания. Через месяц после подачи иска в суд изображение было просмотрено более чем 420 тысячами пользователей. Неудивительно — кто не хочет увидеть, что за дворец скрывает Стрейзанд.

Причины возникновения

Само название «эффект Стрейзанд» эти события получили в 2005 году, когда термин «Streisand Effect» был опубликован в словаре англоязычного сленга Urban Dictionary. Впоследствии этот социальный феномен применялся и к другим подобным ситуациям, возникающим как естественным, так и искусственным путем.
Почему так происходит? Во-первых, интернет позволяет информация переходить от пользователя к пользователю за доли секунды, поэтому даже попытка удалить что-то из интернета может привести к обратному эффекту. Его также связывают с обратным эффектом цензуры: цензура может не подавлять альтернативные взгляды, а порождать их и способствовать их распространению. Тот же принцип касается и межличностного общения: чем яростнее мы пытаемся что-либо опровергнуть и повторять, что это не является правдой, тем большее внимание мы к себе привлекаем. Независимо от возраста, люди склонны проявлять интерес к запретному или скрытому. Вспомним большинство фильмов ужасов — герою говорят не проверять комнату в конце коридора, туда заходить нельзя. Объясняют ли нам, почему? Нет. Что делает персонаж в первую очередь? Конечно, проверяет ту самую комнату и попадает в неприятности.

Как реагировать

Если ты попал в подобную ситуацию (надеемся, нет), фотографии или твоя личная информация были опубликованы, а удаление не помогает, то вот несколько советов от социологов:
  • Не реагировать. В некоторых случаях молчание — лучшая реакция. Чем меньше мы подогреваем интерес к происходящему, тем более непривлекательной эта информация будет для других.
  • Извиниться и дать комментарий. Как говорится, «в жизни каждого человека бывают моменты, когда зашел не в ту дверь». Иногда чтобы не порождать большие слухи, стоит сразу объяснить случившееся и прекратить дальнейшие дискуссии.

  • Не удалять. В 2024 году можно восстановить почти любую информацию. Как только она попадает в сеть, к ней получают доступ миллиарды пользователей. Поэтому в некоторых случаях, особенно если возможности удалить пост или отменить скандальную рекламную кампанию самостоятельно нет, то лучше опубликовать новое, перекрывающее предыдущее.
  • Следить за фейками. Очень важно следить за своей репутацией в сети, чтобы не допускать подобных социальных эффектов. При обнаружении фейка, который может распространить нежелательную и недостоверную информацию — сразу же добивайся его блокировки.
2024-05-13 17:14 ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ