Что первично — литература или жизнь? Этим вопросом задавались многие, включая Оскара Уайльда. Он считал, что жизнь подражает литературе, а не наоборот. Художник создаёт модель мира, придумывает образ, а люди копируют их.
Сложно спорить, зная, какое воздействие литература XIX века оказала на российское общество. В числе таких произведений роман «Отцы и дети». В нём Тургенев создал образ русского нигилиста, описал его поведенческие характеристики, придумал всё: от походки до манеры говорить. Так родился Базаров, человек, которому подражала молодёжь 1860-х годов. Разберёмся, что это за зверь.
Однажды Тургенев ехал в поезде, где у него завязался короткий разговор с попутчиком. Некий доктор Д. представился и сообщил, что едет за лекарством от сибирской язвы. Тургенев не без важности ответил, что он известный литератор. «Это меня совсем не интересует», — резко и бесцеремонно оборвал беседу лекарь.
Тургенев, привыкший к почтению, поразился грубости, но вместе с тем заметил, что у молодого человека не было в мыслях обидеть его. Просто тот не умел и не хотел поддерживать светскую беседу, в чём честно признался.
Так, случайная встреча в поезде подарила Тургеневу прообраз Базарова. Герою было суждено дополнить литературную триаду: сначала был лишний человек, потом появился маленький. Не хватало только нового человека.
О чём роман «Отцы и дети»
В традиционном понимании «Отцы и дети» — это роман о противостоянии старого и нового, о разности (иногда непримиримости) взглядов между поколениями. Тема не новая для России, где многие дети говорили и говорят отцам: «Мы пойдём другим путём!». «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Гроза» — эти тексты уже поднимали поколенческий вопрос.
Что на их фоне отличает роман «Отцы и дети»? Тургенев пишет его в предреформенное время. Общество обнадёжено и воодушевлено — рескрипт о скорой отмене крепостного права уже предан гласности. Либералы ликуют: наконец-то рабские оковы падут, и в России взойдёт заря просвещения!
Будучи чутким и наблюдательным человеком, Тургенев умел подмечать главное и смог поймать витающую в воздухе идею. Он быстро осознал половинчатость реформ, что снова говорят больше, чем делают. Предвосхищая неминуемое недовольство этим, писатель создаёт нового героя — Евгения Базарова — человека, свободного от модных в то время либеральных иллюзий.
О его противостоянии с отцами-либералами и повествует роман.
Лекарь, разночинец, нигилист
Разночинец — то есть уже не крестьянин, но ещё не совсем дворянин. Ни купец, ни мещанин, ни ремесленник. Мечтой всех разночинцев России было выучиться и стать «как дворяне». Они скрывали (потому что стыдились) своё неблагородное происхождение и всеми силами старались стать «своими» среди привилегированного сословия.
Базаров — первый, кто открыто и без стеснения заявлял: «мой дед землю пахал». Он не стыдился, чем ввергал в недоумение «настоящих», потомственных дворян, которые в общении с «непородистыми» любили брать на себя функцию наставников. Базаров не принимает это покровительство.
Впоследствии на замену разночинцам придут интеллигенты. В этом смысле Базаров — первый русский интеллигент.
Нигилист — давно забытый термин, который вновь ввёл в оборот Тургенев. Это человек, отрицающий буквально всё — нравственность, культуру, общественные идеалы. Нигилисты любую мысль ставят под сомнение и подвергают критической оценке.
Кто такой Базаров
Не хватит отрицательных эпитетов, чтобы охарактеризовать Базарова. Грубый, неопрятный, вульгарный, холодный, несимпатичный, высокомерный, бестактный, не считается с чужим мнением, никого не любит, ни от кого не зависит, ни в ком не нуждается. Продолжение следует…
Удивительно, но все эти отрицания уравновешивают положительные черты характера. Базаров — человек труда. Он верит в приоритет полезного над прекрасным, ему некогда мечтать. Он умён и смел, не боится высказывать мнение, не юлит и не лицемерит. Это сильный, волевой человек, который не находит среди окружающих равных, хотя и рад бы найти.
Поэтому Евгений одиночка. Но ему не скучно наедине с собой, он занят работой. Его раздражает всё барское и «торжественная правильность жизни», которая катится по рельсам.
При этом Базаров не важничает, не считает себя гением, не проповедует и не навязывает свои идеи. Он говорит только тогда, когда его спрашивают, и нехотя вступает в спор, когда его на это провоцируют.
Из этих словесных поединков читатель узнаёт, что Евгений буквально одержим духом отрицания. Человек для него — набор функций, а мышление — физиологический процесс. Размышлять — не сложнее, чем дышать: мозг выделяет мысль так же, как печень — желчь.
В своих суждениях Базаров смел и свободен настолько, что ему ничего не стоит сказать: «Рафаэль гроша медного не стоит». Он поносит Пушкина и искренне не понимает, зачем разгадывать чей-то «загадочный взгляд», когда лучше отправиться «смотреть жука».
Этот хаос отрицания ввергает в шок «отцов».
Как Базаров повлиял на Россию
Похожих на Базарова ни в обществе, ни в литературе прежде не было. Онегин, Печорин, Бельтов, Обломов — всё это рефлексирующие идеалисты-бездельники и реалисты-лежебоки. Шестидесятникам XIX века их идеи не казались близкими.
В этот период в России зарождается новый тип людей, которых не устраивает всё старое, по их мнению, фальшивое. Они ощущают перемены и готовы к действию, но не могут облечь свои мысли в полноценные идеи.
Тургенев своевременно почувствовал это брожение умов и придал ему форму. Он по своему усмотрению наполнил смутный и до этого непонятный образ нигилиста философским и социально-политическим содержанием. Так и появился Базаров — сердитый врач с особым мировоззрением.
Сильный, уверенный в себе, независимый, он занят делом, а не болтовнёй. Молодым людям тургеневской эпохи нравилось сравнивать себя с Базаровым, им была лестна похожесть на этого персонажа. Они охотно примеряли новую ролевую модель и сживались с этим образом. Так и появились нигилисты-шестидесятники. Можно сказать, их создал Тургенев.
Позже Герцен напишет, что «в России все революционеры стали Базаровыми». Пожалуй, правда — он очаровал многих.
Почему Базаров умер
На протяжении всего романа Базаров едет и всё никак не доедет до отчего дома, словно чувствуя, что там его ждёт смерть. Так и произойдёт: поранившись скальпелем при вскрытии тела умершего от тифа мужика, Евгений получит заражение крови и умрёт.
Он провалил все экзамены жизни, у него ничего не вышло ни в семье, ни в дружбе, ни в любви. Аристотель сказал: «Человек вне общества — или бог, или зверь». Базаров — ни то ни другое, а значит — ему нет места на земле. Так, новый человек — Базаров, не успев раскрыться, умирает. А лишний (образ Павла Петровича в романе) отчаливает доживать свой век за границу.
Вновь бремя жизни ложится на плечи маленького, самого обычного человека. Он не стремится к свершениям, а просто живёт и знает — природа победит всех, никакие убеждения не спасут от смерти в финале.
В противовес горю в семье Базаровых Тургенев ставит благополучие Кирсановых. Они выбирают жизнь, «спокойное прозябание», как сказал бы Евгений. Николай Петрович женился на Фенечке, Аркадий на Кате, у обеих пар подрастают дети. Наверняка и они, спустя всего несколько лет, будут не соглашаться со своими родителями и мечтать перестроить мир.