До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Загадки «Портрета четы Арнольфини» Яна Ван Эйка

Искусство — зеркало времени, способ передать культурные традиции и духовные аспекты эпох. В этом контексте одной из самых загадочных картин является «Портрет четы Арнольфини» Яна Ван Эйка. Разбираемся в ее тайнах..
Время чтения: 4 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Непонятный сюжет

Разгадать тайну «Портрета четы Арнольфини» пыталось не одно поколение искусствоведов, поэтому возникло множество интерпретаций. Основные дебаты ведутся вокруг сюжета: представляет ли картина обыкновенный семейный портрет или она несет более глубокий символический смысл? Скрывается ли за точностью изображения не только внешний облик пары, но и дополнительный сложный мир символов?
Теории о личности изображенных тоже не помогают разгадать загадку. Одни исследователи видят в этой паре Жана Арнольфини и его жену Маргарет, другие — иных знатных лиц того времени. Есть версия, что это автопортрет самого художника и его жены Маргариты. В любом случае, картина была настолько популярна, что спустя 40 лет на нее продолжали делать отсылки другие художники.
На картине изображены мужчина и женщина, центром притяжения взгляда смотрящего являются их соединенные руки. Мужчина поднимает руку, как будто принося клятву. Это все напоминает венчание, однако священника на картине нет. Что происходит?
Слева — элемент картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», мужчина поднимает руку в клятвенном жесте. Справа — Миниатюра Луазе Леде из «Истории Карла Мартелла» (1472). Приглядитесь к задней стене этой миниатюры и сравните с полотном ван Эйка.

Бракосочетание или приветствие?

Художник виртуозно передал текстуры одежды, фактуры мебели и отражение света на предметах. Примером этой мастерской техники является отражение в зеркале на заднем плане: все элементы светотени учтены и точно перенесены перенесены. В этом отражении мы видим двух дополнительных персонажей в красном и синем, один из которых вполне может быть самим ван Эйком — надпись над зеркалом переводится как «здесь был Ян ван Эйк».
Ян ван Эйк. «Портрет четы Арнольфини», 1434 год
Основная интерпретация — «свадебная», ее поддерживает несколько элементов, оставленных в разных частях полотна. Происходит ритуал бракосочетания, для которого не нужен был священник — лишь пара свидетелей, которые подписали бы брачный контракт. Такова версия Панофского, который нашел свидетельства подобных клятв в источниках XV века. Ему противопоставляются другие теории, одна из которых строится на том, что мужчина поднял правую руку в знак приветствия пришедших, а не для принесения какой-либо клятвы.
Справа от зеркала находится деревянная фигура святой Маргариты, поражающей дракона. Она считается защитницей, в ее силах уберечь от злых духов и болезней. Частично ее можно считать покровительницей рожениц, так как послеродовая лихорадка в XV веке была очень опасна для ослабленного женского организма.
Ян ван Эйк. «Портрет четы Арнольфини», 1434 год
Зная это, можно с уверенностью говорить, что женщина на картине беременна. Конечно, есть теория об обратном. Она положила руку на округлый живот в естественном жесте, который можно увидеть и сегодня. Однако некоторые исследователи считают, что ее левая рука поддерживает не живот, а тяжёлые складки платья. По их мнению, это ритуальный жест, напоминающий о семье и браке, и он означает плодовитость. Так художник хотел поздравить молодоженов и пожелать им рождения детей.

Загадочные фрукты и люстра со свечами

В левой части картины — окно. На подоконнике и табурете около него лежат какие-то фрукты: то ли апельсины, то ли яблоки. В пользу первого говорят форма и оттенок. К тому же, апельсины во времена ван Эйка — очень дорогое удовольствие, и их присутствие в спальне может означать статус пары в обществе. А вот яблоки больше подходят с символической точки зрения: это и библейское яблоко Евы, и символ плодовитости.
Ян ван Эйк. «Портрет четы Арнольфини», 1434 год
Люстра тоже вызывает вопросы. Почему горит только одна свеча? Ответ на этот вопрос лежит среди разнообразных ритуалов Средневековья. Так, во время брачных процессий перед молодоженами (или один из них) несли горящую свечу. Это не просто символ пламени любви, это еще и знак божественного свидетельства союза. Поэтому «свадебная» интерпретация превалирует над другими: если наверху видят церемонию, то присутствие священника необязательно.
Ян ван Эйк. «Портрет четы Арнольфини», 1434 год
Есть еще одна, более печальная версия единственной свечи: портрет дописан после свадьбы и женщина никогда его не видела — она умерла при родах.
Картина Яна ван Эйка — яркий примером неоднозначности символов в искусстве. Знаки меняют свое значение спустя столетия, а загадки, которые они задают, требуют долгой и кропотливой расшифровки. А что видите на картине вы?
ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ