Откуда взялся тренд на осознанное одиночество: ответ философа
Данные всероссийской переписи населения 2021 года показали, что количество одиночек выросло за 20 лет вдвое. Только представь, 27,6 миллионов человек в стране живут одни. Это пятая часть всего населения России.
Тренд на одиночество наблюдается сейчас по всему миру. Но философы предсказали это явление еще в XX веке. Мы расскажем тебе главные причины, почему человек в XIX веке как никогда одинок, и к чему это нас ведет.
Можно сказать, что еще Фридрих Ницше в конце XIX века Ницше первым начал предупреждать о наступающем кризисе смысла и возможном одиночестве человечества. Он провозгласил «смерть бога». Это метафора того, что традиционные религиозные и моральные ценности больше не могут давать людям смысла жизни.
Мы сейчас живем в мире, где религия и общие ценности утратили свое влияние. Секуляризация, или процесс снижения роли религии, началась ещё в в XVIII-XIX веках в Европе и достигла пика в XX веке. С ростом науки, Просвещением и индустриализацией религиозные убеждения постепенно начали заменяться рациональными и светскими подходами.
Сегодня секуляризация привела к тому, что у человека больше нет навязанных религиозных догм. Люди могут выбирать любую религию или оставаться атеистами.
Уже в XX веке философы стали замечать, что дело не только в крушении смыслов, но и в технологическом прогрессе. Вот ты думал, что в твоем чувстве одиночества виноваты неудачи на личном фронте, а дело может быть в экономике всего мира!
Гербер Маркузе считал, что в современном мире людей учат быть «одномерными», плоскими — сосредоточенными только на работе, потреблении и приспособлении к системе. Потому что это крайне выгодно капиталистам.
Ты производишь для них товар, покупаешь у них товар — так ты помогаешь им обогащаться. Маркузе был обеспокоен тем, что люди боятся задавать острые вопросы, не развивают критическое мышление, а просто «плывут по течению». Из-за этого они теряют свою уникальность и глубину, перестают задумываться о настоящем смысле жизни и становятся легко управляемыми.
Представь: приходишь ты домой после тяжелого рабочего дня. Что сделаешь первым делом? Наверное, полистаешь соцсети. И тут тебя накрывает чувство одиночества. Вроде бы у тебя множество подписок, и вокруг кипит жизнь — люди делятся успешными моментами, путешествиями и достижениями. Но у тебя всего этого нет, ты к этому никак не причастен. Ты еще ярче ощущаешь свое одиночество. Дальше ты выбираешь посмотреть мемы, почитать новости, может даже зайдёшь на маркетплейсы добавить что-то в корзину. Все это вроде бы отвлекает тебя от неприятного чувства. А ведь одиночество — результат того, что наша жизнь всё больше сводится к работе и виртуальным взаимодействиям, а глубокие человеческие связи ослабевают. Окружённые виртуальной «социальностью», мы всё равно остаёмся одинокими в цифровой толпе.
Постмодернисты же окончательно подтвердили, что Ницше был прав. Нас настигло и тотальное одиночество, и гибель глобальных смыслов, разве что Сверхчеловека пока мы видели только на экране. Жан Бодрийяр в некотором смысле продолжил идеи Ницше и Маркузе. Только если Маркузе жаловался, что человек становится плоским, то Бодрийяр считал, что это происходит со всем миром. В своей работе «Симулякры и симуляция» он утверждает, что современный мир постепенно превращается в «мир симулякров» — фальшивых образов и подделок, которые заменяют реальность. Мы больше не живем в реальном мире, а в мире копий, где подлинные вещи и события заменяются их имитациями.
Любишь ли ты читать новости в социальных сетях? Узнавать через сторис, как дела у приятелей? Но ведь по сути ты воспринимаешь только отрывочные образы, которые уже не передают подлинную суть происходящего. Бодрийяр считает, что именно так ты теряешь связь с настоящим миром, а поэтому чувствуешь пустоту и одиночество. Ты заперт в симуляции, просыпайся, Нео.
И ориентиров больше никаких нет. Большие нарративы разрушились, больше нет систем убеждений, которые объясняют, как нам жить. Хочешь, выбирай конкретную религию или становись атеистом. Хочешь, придерживайся правых или левых взглядов. Ты можешь быть кем угодно, но это лишь иллюзия выбора.
Получается, философы были правы.
Как одиночество отражается в статистике
Статистика подтверждает слова философов — люди становятся все более одинокими. Причем, по всему миру. Сервис Our World In Data поделился неутешительной статистикой. В странах вроде США и Швеции доля «одиноких» домохозяйств значительно увеличилась за последние 50 лет. Например, в некоторых городах, как в Стокгольме, 60% домохозяйств состоят из одного человека. Получается, что в каждой второй квартире Стокгольма проживает одинокий человек.
Гарвардский проект Making Caring Common сообщили, что в среднем 36% взрослых в США в 2023 году сообщили, что чувствуют себя «серьезно одинокими». При этом среди молодежи в возрасте от 18 до 25 лет этот показатель достигает 61%. Пандемия серьезно подпортила статистику, коло 43% молодых людей сообщили об усилении чувства одиночества.
Эти данные показывают, что одиночество стало серьезной проблемой во всем мире, особенно среди молодежи. Пандемия только усилила этот тренд, привела к ухудшению психического здоровья у большого количества людей и к усиливающемуся чувству оторванности от общества.
Помимо этого, данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) показывают, что социальная изоляция и одиночество стали значительной проблемой для всех возрастных групп. При этом одиночество оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье, сопоставимое с последствиями курения или ожирения. Исследования, которыми делится The Roots of Loneliness Project, показывают, что хроническое одиночество увеличивает риск смерти на 30%, а также повышает вероятность сердечных заболеваний и инсульта на 29%.
Итак, одиночество может оказать такое же негативное влияние на здоровье, как курение, другие вредные зависимости и некоторые заболевания. Только на пачках сигарет пишут, что «Курение убивает», а у одиночества нет такого предостережения. Статистика указывает на то, что социальная изоляция становится значимой проблемой для всех возрастов, и важно, чтобы общество и системы здравоохранения начали уделять этому больше внимания.
Что ждет дальше одинокое общество?
Итак, вполне возможно, что тотальное одиночество — результат развития рыночной экономики, технологического прогресса и перехода общества в эпоху постмодерна. И ни от чего из этого не получится отказаться, если только ты не решишь стать отшельником и жить в хижине в лесу. Но тогда ты почувствуешь себя еще более одиноко. Так что, мы все обречены?
Скорее всего, этот тренд будет только усиливаться в ближайшие годы. В современном мире перед нами открывается бесконечное количество вариантов в выборе карьеры, отношений, стиля жизни, мировоззрений и убеждений. Однако чем больше вариантов, тем сложнее сделать конкретный выбор.
На фоне растущего одиночества может возникнуть обратная реакция — поиск новых форм общности и коллективных смыслов. Эмиль Дюркгейм предсказывал, что когда общество распадается на индивидуальные ячейки, люди могут инстинктивно искать новые формы солидарности. Мы уже видим стремление к созданию сообществ, основанных на новых ценностях — будь то экология, гуманизм или духовные практики. Даже все эти новые эстетики и бесконечные -коры можно считать одной из волн новых объединений.
Одиночество также может стимулировать развитие философий, связанных с самоидентификацией и личной самореализацией. В условиях отсутствия внешних ориентиров человек может больше сосредоточиться на индивидуальных проектах, самопознании и творческом поиске. Мы можем увидеть рост популярности философий, ориентированных на внутреннюю работу и саморазвитие, которые учат гармонии с самим собой. Если ты удивлялся новой популярности стоицизма — можешь больше не удивляться, просто он помогает обрести гармонию, спокойствие и баланс, а потому спасает от одиночества.
Итак, вот 3 направления, куда ведет нас тренд на осознанное одиночество:
Нас ждет радикальный пересмотр жизненных ориентиров. С разрушением традиционных религиозных и культурных ориентиров, люди все чаще вынуждены искать личный смысл самостоятельно. Это ведет не только к осознанию одиночества, но и к созданию персональных и уникальных систем ценностей, пусть и без опоры на глобальные нарративы.
В ответ на рост одиночества и отчуждения люди будут искать новые формы общения и коллективности. Эти объединения будут строиться вокруг общих интересов и ценностей — экологии, духовных практик, гуманизма. Вместо традиционных социальных институтов, люди будут создавать небольшие, но тесные группы по интересам, где смогут находить поддержку и смысл в условиях все большей индивидуализации общества.
Одиночество станет осознанной практикой, духовным выбором. В условиях глобальной изоляции идеи буддизма, стоицизма и других философий станут как никогда популярны. Так через осознанное одиночество люди обретут независимость, научатся принимать ответственные решения, смогут сосредоточиться на творчестве, обрести внутреннюю гармонию и смысл жизни.