Многим Верещагин известен как художник-баталист, а картина «Апофеоз войны» стала его визитной карточкой. Тем не менее творчество Верещагина не ограничивается этим жанром. В статье рассказываем о японской серии художника.
Время чтения: 3 минуты.
Мечта о Японии
Япония для Верещагина всегда была местом, куда он мечтал попасть. В марте 1874 года он писал И.Н. Крамскому о своих планах посетить ряд стран, включая Японию, но судьба распорядилась иначе. Верещагин оказался в Индии, минуя Японию. Попытка достичь заветной цели в 1880 году также закончилась неудачей. Но несгибаемый дух исследователя не позволил художнику оставить свою мечту. Став уже признанным мастером, Верещагин, наконец, попал в Японию 1903 году.
Впечатления Верещагина о Японии дошли до нас в его путевых заметках. В них он выражал восхищение красотой Никко, утверждая, что «кто не видел Никко, тот не может сказать, что он знает прекрасное». Верещагин подчеркивал не только внешнюю красоту храмов, но и гармонию природы. Хотя пребывание в Японии было коротким, всего три месяца, художник успел глубоко погрузиться в культуру этой удивительной страны.
Японская серия
Верещагин работал в основном с натуры. Он искал уединенные уголки, изображал синтоистские и буддийские храмы, портретировал японцев, акцентируя внимание на национальных особенностях. В своих набросках Верещагин стремился изобразить «мирные красоты» японской изящной природы. Яркий пример — его небольшой этюд «Японский нищий», где художник с этнографической точностью изобразил ритуальный костюм монаха-комусо, играющего на флейте.
Также художник не боялся экспериментировать — серия пронизана духом импрессионизма и передает утонченное восприятие художника. В «Японке» он использовал легкие прерывистые мазки для передачи вибрации цветовых колебаний. Другие его работы, такие как «Японки на мосту», отличаются подчеркнутой декоративностью.
После своего возвращения из Японии в ноябре 1903 года, Василий Верещагин привез с собой богатый творческий урожай — двадцать этюдов и набросков. Они должны были лечь в основу его новой японской серии, если бы не преждевременная кончина Верещагина.
Посмертная выставка
В феврале 1904 года он отправился на Дальний Восток, чтобы запечатлеть российско-японскую войну. Передвигаясь по железной дороге, он побывал в Ляояне, Порт-Артуре, Мукдене и вернулся обратно в Порт-Артур. На броненосце «Петропавловск», по приглашению адмирала Макарова, Верещагин продолжал свою работу, но трагически погиб при взрыве флагманского корабля весной 1904 года.
После его гибели, в ноябре и декабре того же года, в залах Императорской академии художеств в Петербурге прошла посмертная выставка, организованная семьей и друзьями художника, включая Стасова и Репина. На выставке было представлено около 400 работ Верещагина, а также фотографии и этнографические экспонаты, привезенные им из различных путешествий. Почти вся его незавершенная Японская серия была выкуплена Русским музеем, хотя некоторые работы разошлись по другим коллекциям, а некоторые, к сожалению, были утеряны.
Скоро экзамен по истории искусства, а времени на подготовку катастрофически мало? Не переживай, ведь есть саммари «История русской живописи. От Репина до Малевича». С ним ты покоришь самого придирчивого преподавателя! Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
Подробно про главную картину Верещагина говорим в статье: