До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как связаны Пикассо и Лувр?

В филиале Лувра в городе Ланс, что на севере Франции, открыта большая выставка-исследование под названием «Лувр Пабло Пикассо». Узнайте из статьи, какое впечатление она производит и почему её должен посетить каждый любитель искусства.
Время чтения: 7 минут.
Имя Пабло Пикассо — без сомнения, одного из самых именитых и влиятельных фигур в мире искусства — и сегодня вызывает интерес и любопытство не только у профессионалов и ценителей, но и у тех, кто живописью не увлечён вовсе. За свою долгую творческую карьеру Пикассо создал несколько десятков тысяч полотен, неизменно отмеченных креативностью, смелостью замысла, новизной живописного языка. Будучи основоположником революционного кубизма, существенно повлияв на дальнейший ход развития искусства и культуры XX века, признание художник заслужил ещё при жизни. Так, в 1971 году, за два года до смерти Пикассо, в Большой Галерее Лувра прошла крупнейшая ретроспектива его работ. Сохранились фотографии этого события — галерея переполнена людьми, пришедшими отдать дань известному мастеру. Выставки работ Пикассо, продолжающие исследовать огромный пласт его творческого наследия, до сих пор проходят регулярно и с большим успехом.

Слово куратору

Экспозиция в Лувр-Ланс — как раз один из таких исследовательских проектов, и он заслуживает самого пристального внимания. Кураторский замысел — нужно сказать, очень амбициозный и оригинальный — включает в себя сразу две идеи: знакомство с творчеством Пикассо и погружение в историю Лувра. Обе концепции подчинены одной смысловой линии. Таковой стало исследование взаимоотношений главного (или одного из главных) художника ХХ века и главного музея мира.
Пабло Пикассо
Оказавшись в Париже, Пикассо часто бывал в Лувре, где подолгу осматривал египетские, античные залы, залы скульптуры и декоративно-прикладного искусства, картинные галереи. Прогулки по Лувру оказали большое влияние на его собственные творческие поиски. Пикассо вдохновлялся увиденным в музее и интерпретировал всё в своей неоднозначной, неповторимой манере. Кураторы выставки предлагают зрителю понаблюдать за влияниям экспонатов из музейного фонда Лувра на искусство Пикассо — и это первая идея выставки. Второй же замысел — рассказать историю Лувра через призму профессиональных и дружеских отношений, которые Пикассо поддерживал с руководителями, кураторами и хранителями музея.

Как изучать выставку

Обязательно нужно упомянуть и об организации выставочного пространства, которое в полной мере рефлексирует с этими двумя параллельными, но объединёнными одним лейтмотивом идеями проекта. По бокам огромного зала устроители выставки расположили небольшие ниши-галереи, «отделы» или «департаменты», посвящённые определённому периоду в истории искусств, в том порядке, в каком они были представлены в парижском Лувре в бытность Пикассо. В них можно увидеть луврские экспонаты и вступающие с ними в концептуальную полемику произведения Пикассо. В глубине зала отдельное большое пространство отдано привезённым из Лувра шедеврам европейской живописи XVII–XIX веков и их интерпретация.
Начните зарабатывать на хобби, анализируя искусство, на нашем курсе «Искусствовед». Для всех, кто хочет кардинально изменить свою жизнь, мы сделали промокод JOURNAL со скидкой 50% на все профессиональные курсы. Он будет действовать до 30 сентября включительно.
Примечательно, что колористика стен в этом пространстве — глубокие бордовые, винные оттенки — напоминает галереи парижского Лувра с картинами старых мастеров, что создаёт особенную, аутентичную атмосферу. В середине выставочного пространства расположились стенды с задокументированной историей Лувра и роли в нём Пикассо.
Таким образом, переходя из ниши в нишу, двигаясь от одной вехи в истории искусств к другой, от одного «департамента» Лувра к другому, зритель всякий раз оказывается в центре большого экспозиционного зала и окунается в богатую историю музея, во многом закрытую для обычных посетителей. Такое обустройство выставочного пространства позволяет прочувствовать всю полноту и единство Лувра как культурной институции с его историей, людьми, которые там работали и богатейшими художественными фондами. А жизнь и творчество Пабло Пикассо гармонично вплетаются в повествование и являются неким связующим звеном экспозиции.
Слева — фото 1904 года. Справа — работа Пикассо «Любительница абсента», 1901 год

Пикассо и европейская живопись

Когда мы рассуждаем об успешности и полноте реализации кураторского замысла — показать, как луврские экспонаты повлияли на творческие искания Пикассо — то вряд ли можем переоценить его. И если задача эта кажется наиболее простой и очевидной, когда речь идёт о параллелях с классическим европейским искусством, то c египетским, античным и даже средневековым параллели выстраивать уже гораздо сложнее. Но обо всё по порядку.
Из парижского Лувра в Лувр-Ланс привезли шедевры европейской живописи: Энгра с его женскими спинами эталонной красоты и притягательной белизны, Веласкеса с трогательным портретом любимой всеми инфанты Маргариты, Пуссена с классическими мифами, Буше с фривольными рокайльными сценками, Мане с пышнотелой испанкой в юбке с красными розами. К сожалению, не привезли хрестоматийный «Завтрак на траве» последнего, однако художнику посвятили целый зал. Рядом с классическими холстами по кураторской задумке повесили их интерпретации Пикассо. Было интересно наблюдать за тем, как Пикассо их прочувствовал, и — это очень любопытный опыт — посмотреть на хорошо всем известные картины глазами Пикассо. Так, его «Испанка» почти совсем не отличается от «Испанки» Мане, разве что исполнена в графичной и более живой манере. Однако и Веласкеса, и Буше, и Пуссена, и особенно Энгра Пикассо увидел совсем иначе с присущим ему новаторским и, куда уж без него, хулиганским подходом. Тут нужно ещё раз обязательно упомянуть о «Завтраке на траве»: его прочтениям, причём очень нетривиальным, кураторы посвятили отдельный зал. Влияние классической живописи на творчество Пикассо, как я заметила выше, довольно очевидны.
Пикассо. «Портрет женщины», 1928 год

Пикассо и древнее искусство

А чтобы провести подобные аналогии с искусством более ранним — ренессансным, средневековым, античным, египетским — необходима глубокая исследовательская работа. Исключение составляют разве что только иберийские и африканские художественные традиции, вдохновившие Пикассо на кубистические опыты. На выставке в Лувр-Ланс они, кстати, представлены не были. Факт этот сложно расценивать как организаторскую недоработку. Кураторам было интереснее решать задачи куда более сложные, неоднозначные, те, что не на поверхности. Так, «пикассовская» незамысловатая фигурка, наспех сделанная из всего, что нашлось в мастерской — тело из деревяшек, гвозди вместо глаз, колёсики от механизма вместо женской груди, к голове прикручена ещё какая-то деталь — вдохновлена женской египетской фигуркой из Лувра, несущей на голове канопу, ритуальный сосуд. Пикассо, кстати, сохранил и характерную для египетской скульптуры позу: нога вытянута вперёд.
Египетские фаюмские портреты повлияли на манеру Пикассо изображать лица: себя и своё окружение он рисует с такими же широко открытыми, пронзительными глазами. Проходя в следующую нишу-галерею и двигаясь тем самым по хронологической таблице истории искусств, посетитель оказывается в зале античного искусства. Греческая и римская скульптура повлияла не только на возврат Пикассо к фигуративной, неоклассической живописной манере, но и на работы художника с керамикой. На выставке можно увидеть нестандартную трактовку античных статуй. Так, античные женские фигурки идеальных, точёных форм у Пикассо приобретают пышные бёдра, а череду аккуратных античных складок художник небрежно прорисовывает простыми продольными чёрными линиями. Средневековые же бестелесные и бескостные скульптуры Пикассо вытягивает ещё сильнее, утрируя их удлинённые формы. В целом же эксперименты Пикассо с керамикой очень примечательны и во многом вдохновлены итальянской ренессансной майоликой. Её великолепные образцы также привезли на выставку.

Пикассо и Лувр

Разумеется, нельзя не сказать несколько слов о той части экспозиции, что посвящена истории Лувра как культурной институции и роли в ней Пикассо. Это блестящее кураторское исследование, достойное самой высокой оценки. На выставке представили «портреты» — как профессиональные, так и обычные — руководителей и хранителей Лувра начиная с 20-х и до середины 70-х годов ХХ века. Каждый из них внёс значимый вклад в становление главного музея мира таким, каким мы знаем его сейчас.
Фото с выставки
Наиболее ценным и интересным стал раздел, посвящённый работе Лувра в военное время и мероприятиям по сохранению экспонатов с документированной хроникой. Благодаря тёплым отношениям, которые сложились у Пикассо с сотрудниками Лувра, многие его работы во время войны Лувр хранил у себя. А сколько быстрых, карандашных портретов луврских кураторов сделал сам художник. Некоторые из них тоже показали на выставке. Привезли и самую первую работу Пикассо — портрет Густава Кокио, поэта и арт-критика, приобретённую Лувром в 1933 году. Сегодня эта картина хранится в Центре Помпиду. Эту часть экспозиции дополняют и завершают работы Пикассо, которые когда-то были подарены Лувру им самим, а также работы, отданные в дар наследниками художника. За щедрые пожертвования художник удостоился почётного звания донатора. Какое-то время до распределения в другие музейные институции все картины хранились в запасниках Лувра.
Невозможно обозреть несколько десятков тысяч полотен, которые создал Пикассо и о которых я упомянула в самом начале. Но выставка-исследование в Лувр-Ланс не только погружает нас в историю искусства и историю музея одновременно, но и — что очень значимо — даёт широкое представление о богатейшем творческом наследии Пикассо. Она расширяет наше знание о художнике, формирует понимание того, чем подпитывались его идеи и начинания, как менялись от периода к периоду его художественные средства и язык. Эта выставка несомненно станет одной из ключевых и значимых для дальнейшего изучения творчества великого реформатора и хулигана.
Эта статья была написана Юлией Шаповаловой, студенткой нашего профессионального курса «Искусствовед».
Освойте университетскую программу, получите официальный диплом и станьте частью нашего комьюнити единомышленников.
ИСКУССТВО