Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Скотизм и томизм

Это не оскорбления, честно, это два противостоящих направления средневековой философии по именам своих вдохновителей — Дунса Скотта и Фомы Аквинского.
Рассказываем, почему они противостояли.
Время чтения — 4 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Скотизм

Скотизм — это философское направление, названное в честь своего основателя, шотландского ученого и теолога Иоанна Дунса Скотта, который жил в конце XIII — начале XIV века. Он был францисканцем и профессором теологии и считается одним из самых влиятельных мыслителей средневековой Европы.
Ключевые идеи скотизма:
Универсалии: Скотт известен своим учением об универсалиях, то есть об общих понятиях, таких как «красота» или «доброта». Он отстаивал идею, что универсалии существуют в реальных вещах, а не только в нашем разуме.
Божественная воля и разум: Скотт уделял большое внимание вопросам божественной воли и разума. Он считал, что божественная воля является высшим принципом, и даже божественный разум подчиняется ей.
Индивидуация: Скотт разработал теорию индивидуации, объясняющую, почему каждое существо уникально. Он ввел понятие «haecceitas» (этотности), которое обозначает уникальную сущность, делающую каждый объект или личность особенными.
Теологические вопросы: Скотизм также затрагивает множество теологических вопросов, включая природу бога, бесконечность, вопросы свободы воли и предопределения.

Томизм

Томизм – это философское учение, основанное на идеях Фомы Аквинского, который был одним из величайших философов и теологов средневековья. Он жил в XIII веке и сочетал христианскую теологию с философией Аристотеля, что было новаторским подходом для его времени.
Ключевые идеи томизма:
Гармония между верой и разумом: Фома Аквинский считал, что вера и разум не противоречат друг другу. Он утверждал, что можно прийти к истине как через религиозную веру, так и через рациональное мышление.
Естественный закон: Фома разработал концепцию естественного закона, согласно которой существуют моральные законы, естественные для человека. Эти законы врождены и понятны каждому через разум.
Существование бога: Фома Аквинский изложил несколько аргументов в пользу существования бога, которые основывались на логике и наблюдении за миром.
Соотношение сущности и существования: В его учении большое внимание уделяется вопросам о том, что делает вещи такими, какие они есть (их сущность), и о том, что делает их реально существующими.
Роль благодати и свободной воли: Томизм также затрагивает вопросы о том, как благодать божья соотносится со свободной волей человека, и как они работают вместе в процессе спасения.

Противоборство

Два мыслителя могут прийти к разным выводам, исходя из одних и тех же основных принципов и традиций. И вот как это было у Скотта и Аквинского.
Подход к универсалиям: Фома Аквинский утверждал, что универсалии существуют в разуме до того, как мы их воспринимаем в отдельных объектах. Скотт же полагал, что универсалии существуют в вещах и отражаются в нашем разуме.
Понимание божественной воли и разума: Томизм подчеркивает гармонию между божественной волей и разумом, где разум видится как первичный аспект Божества. В скотизме больший акцент делается на примате воли над разумом, подчеркивая свободу и непредсказуемость божественной воли.
Теория индивидуации: Скотт подчеркивал уникальность каждого существа. Томизм предлагает другой подход, сосредоточенный на общих свойствах, которые делятся между членами одного вида.
Этика и мораль: В томизме большой акцент делается на интеллектуальном понимании моральных принципов и естественном законе. Скотизм же подчеркивает важность воли и морального выбора, основанного на внутреннем чувстве добра.
Влияние Аристотеля: Оба направления опираются на аристотелевскую философию, но трактуют ее по-разному. Томизм более близок к оригинальным идеям Аристотеля, в то время как скотизм вносит значительные модификации и расширения, особенно в области метафизики и онтологии.
Богословские разногласия: В богословии противоборство проявляется в различных трактовках таких вопросов, как природа божественной благодати, предопределение и роль свободной воли в спасении.
ФИЛОСОФИЯ