Что такое студийная система и почему она вызвала скандал в середине прошлого столетия? На какие риски шли актёры того времени, заключая контракты? В чём сегодня можно увидеть отголоски этой системы? Рассказываем в статье.
Зачем нужна была системность?
Студийная система возникла в ответ на растущие потребности и вызовы развивающейся быстрыми темпами киноиндустрии. Увеличение стоимости производства фильмов выливалось в необходимость привлечения больших бюджетов, что сильно влияло на бизнес-стратегии каждой из студий. Из-за растущего спроса на развлечения требовалось постоянно выпускать новые фильмы с узнаваемыми сюжетами и лицами. Началась и конкуренция с европейскими кинематографистами — нужно было сохраненить американское лидерство в отрасли. Все это требовало новых решений.
Сегодня мы знаем, что бизнесе невозможно выжить без партнёрств и коллабораций. Это понимали и в середине 20 века. Поэтому бизнесмены создавали студии и искали способы привлечения самых популярных актёров для повышения спроса на продукцию и заключали крупные сделки на дистрибуцию нескольких фильмов сразу с кинотеатрами.
Студийная система позволила эффективно управлять процессами производства, финансирования и распространения фильмов. Технологический прогресс, внедрение новых технологий в киноиндустрию, таких как звуковая дорожка и цветной фильм, требовали значительных инвестиций и экспертизы — финансирование на это находилось внутри крупнобюджетных гигантов от мира корпораций. Вертикальная интеграция, контроль над всеми этапами производства позволял студиям увеличить свою прибыль и обеспечить качество продукции.
Крупные игроки
В начале XX века кинокомпаний было значительно меньше, чем сегодня. В то время американским кинематографом руководили пять студий: 20th Century Fox, Metro-Goldwyn-Mayer, Paramount, Warner Brothers и RKO Pictures. Еще две студии были менее масштабными, но тоже достаточно известными: Columbia Pictures и Universal Pictures. Вместе они создавали фильмы, которые сделали этот период памятным — он вошёл в историю как «Золотой век» кинематографа.
Эксплуатация звёзд
Актёры — главная часть студийной системы. Их имена и лица могли сделать кассу даже среднему фильму, чем активно пользовались в маркетинговых стратегиях продвижения. Однако со славой приходила и ответственность: студии заключали с ведущими актрисами и актёрами жёсткие контракты, контролировали практически все аспекты их карьер. Выбор ролей, внешний облик, публичный образ — всё это согласовывалось с менеджерами студии, а несоблюдение контракта приводило к тяжёлым репутационным и финансовым рискам. Студии всячески привлекали внимание к актёрам, чтобы повысить их узнаваемость, не брезгуя слухами и сплетнями в «жёлтой» прессе.
Среди звёзд первой величины, которых «вырастили» с нуля, можно вспомнить Мэрилин Монро, которая благодаря работе в студии 20th Century Fox стала одной из самых ярких звёзд Голливуда. Её образ блондинки и сексуальная привлекательность фактически стали символом эпохи.
Есть и другая сторона медали. Студия Warner Bros. открыла миру Хамфри Богарта: он привлёк продюсеров своей харизмой, но его не спешили делать звездой. Даже после успеха фильма «Окаменелый лес» его не переводили на новый контракт, он получал 550 долларов в неделю и играл гангстеров в нуарных фильмах категории В. Богарт стал иконой жанра нуар и одним из величайших актёров своего времени, но студийная система угнетала его и других актёров.
То же происходило и с другими звеньями цепи кинопроизводства: режиссёры, операторы, сценаристы и даже каскадёры заключали эксклюзивные контракты и годами работали на одну и ту же компанию.
Блок-бронирование
Другой метод, активно использовавшийся на протяжении большей части 1920–1930 годов, — блок-бронирование. Это система продажи нескольких фильмов кинотеатру одним «пакетом». Обычно в такие пакеты включали только один особенно выдающийся фильм с топовыми актёрами и актрисами, а остальные были низкобюджетными картинами категории Б, которые могли провалиться в независимом прокате. Так корпорации обеспечивали стабильный доход от проката: чтобы получить доступ к привлекательным фильмам студии Paramount, кинотеатрам приходилось арендовать всю продукцию компании на сезон.
Конец эпохи
В июле 1938 года антимонопольное подразделение Министерства юстиции подало иск по делу «Соединенные Штаты против Paramount Pictures, Inc. и др.», обвиняя восемь крупных голливудских студий в монополизме. Дело затянулось на несколько лет, однако 4 мая 1948 года был вынесен запрет на систему блок-бронирования, который заставил чётко разделить кинопроизводственные студии и кинотеатры. Это повлекло за собой конец «Золотой эпохи», из-за сократившихся финансовых поступлений студии были вынуждены расторгнуть долгосрочные контракты с высокооплачиваемыми актёрами и режиссёрами.
Тогда и сегодня
После краха системы дистрибуции студиям пришлось делать ставку только на имя актёра на афише. Но конкуренция обострилась, наспех снятые фильмы перестали окупаться, а актёры увидели, что может быть по-другому. Большую роль начали играть агенты звёзд: они занимались переговорами от их имени и практически диктовали условия студиям. Постепенно контракты изменились: теперь они могли быть не фиксированные, доля актёра шла от процентов общей прибыли фильма.
История с антимонопольным судом сильно повлияла на сегодняшнее состояние кинопроизводства: без этого закона актёров всё ещё можно было бы эксплуатировать, а новым именам — не давать возможностей. Съёмочная группа перестала зависеть от одной студии, режиссёрам проще было дышать и творить новые вещи, так как контракты на несколько месяцев и лет больше не заключались.