До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Гравити Фолз» сложнее, чем кажется?

Мультсериал «Гравити Фолз» вышел на экраны в 2012 году и сразу покорил зрителей. Летние приключения близняшек Диппера и Мейбл стали тем редким видом анимации, которая рассчитана на детскую аудиторию, но также идеально работает и со взрослыми. В статье разберемся, как работает «Гравити Фолз» и какие смыслы мы можем в нем найти.

Время чтения: 7 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Мистика и теории заговора

«Гравити Фолз» — полностью авторский проект Алекса Хирша, художника-аниматора из Disney. Первое время он работал над мультсериалом «Рыбология», но параллельно разрабатывал собственный проект, который понравился продюсерам.

Выросший в 90-е, Алекс был помешан на теориях заговора, городских легендах, историях об инопланетянах и магических существах. Ариэль, сестра-близнец Хирша, подшучивала над его одержимостью и однажды соврала, что видела НЛО во дворе школы. Алекс несколько часов просидел на траве в ожидании этого зрелища.
Алекс Хирш
Накануне нового 2000-го года мир буквально сходил с ума в ожидании конца света, поэтому медиапространство было заполнено всевозможными мистификациями, а сверхъестественное и фэнтази переживали новый виток популярности.

Алекс искал лепреконов, высматривал инопланетян, изучал мифы и легенды, но, как настоящий исследователь, он хотел найти им подтверждение. Ведь одним из его любимых сериалов были «Секретные материалы», именно поэтому Диппер и Мейбл похожи на агентов Малдера и Скалли, если бы они были детьми.

«Твин Пикс» для самых маленьких

Многие называют «Гравити Фолз» «Твин Пиксом для детей» и в этом сравнении есть много правды. Во-первых, сам Хирш в детстве смотрел сериал Дэвида Линча (он даже звал режиссера озвучивать дядю Стэна, но Линч отказался). Во-вторых, Хирш и сам не скрывает параллелей. Он тоже рисует образ американской глубинки, в которой все не то, чем кажется, где обитают совы и целый калейдоскоп тайн. Подобно агенту Куперу, Диппер исследует загадочные обстоятельства, связанные с дневником и его тайнами, а разгадка оказывается куда сложнее, чем он ожидал.
С «Твин Пиксом» сериал роднят и злодеи — Билл Шифр, антагонист из другого измерения, подобно Бобу из «Твин Пикса» умеет влиять на сознание людей, склоняя их на темную сторону. В сериале Линча речь героев в красной комнате, находящейся вне нашего мира, искажена. В мире «Гравити Фолз», разговаривая с Биллом, персонажи тоже оказывались в застывшем черно-белом пространстве без времени. А, попав под его влияние, начинали говорит задом наперед.

Как и в «Твин Пиксе», все жители маленького городка так или иначе играют на стороне добра или зла. У семьи Пайнсов есть свои заклятые враги, заключившие сделку с врагом, например Гидеон Глифул.

Постмодернистский язык

«Гравити Фолз» был бы интересен только детям, если бы не огромное количество взрослых проблем, поднимающихся в сериале. Хирш практически в каждой серии добавляет шутку или намёк на тему, которую поймет именно взрослый человек. Это может быть как визуальный гэг, так и прямая цитата Сартра, которую проговаривают персонажи.
Безусловно, «Гравити Фолз» можно назвать образцовым произведением постмодернизма. Постмодернизм – явление в культуре и философии второй половины XX века, для которого свойственна фрагментарность высказывания, тотальная ирония, игра бесконечных отсылок, аллюзий и цитат, а также черный юмор и пренебрежение классическими ценностями.
Все эти черты мы находим в «Гравити Фолз». Сериал полон отсылок к поп-культуре, начиная с бойз-бендов и заканчивая античными мифами и видеоиграми. «Гравити Фолз» активно шутит на все темы, иногда на грани дозволенного. Но при этом герои всегда пристегиваются, когда едут в машине, и поэтому всегда легко проходит цензуру Диснея.

В итоге Алекс Хирш смог создать универсальное произведение. «Гравити Фолз» прекрасно работает с детской аудиторией за счёт яркой, приятной анимации, смешных шуток, милой свинки Пухли и нелепых ситуаций, в которые попадают герои. Взрослые же видят второй пласт сериала, говорящий о депрессии, одиночестве, буллинге, проблемах самоопределения, подростковом кризисе, иронизирующий над сферой шоу бизнеса и теориями мировых заговоров.
КИНЕМАТОГРАФ ФИЛОСОФИЯ