Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Классическое против современного искусства: нужно ли выбирать только одно?

Работа написана в рамках обучения на курсе «Искусствовед. Мастер» 

Автор: Ольга Мищенко

Время чтения — 4 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

В качестве первого и главного тезиса необходимо отметить, что противопоставление современного и классического искусства не совсем корректно. Та ступень развития, на которой оказалось искусство сегодня, является закономерной и объяснимой. Однако современное искусство гораздо чаще, чем классическое, подвергается критике зрителя-обывателя.

Когда зритель порицает современное искусство и противопоставляет его классическому, зачастую оценка сводится к тому, что предмет искусства непонятен, неэстетичен либо примитивен. Напротив, с классическим искусством, казалось бы, все понятно. Оно чаще всего наполнено гармонией и внутренней эстетикой. Но «понятность» классического искусства может быть лишь видимой. 

В действительности любое произведение говорит с нами на языке своего времени, и для его понимания требуются интеллектуальные и эмоциональные затраты. В этом аспекте классическое и современное искусство не так уж далеки друг от друга.

И все-таки классическое и современное искусство разительно отличаются. Когда и почему возникает это разделение?


Начиная со второй половины XIX века в жизни европейского общества произошел ряд событий, кардинально повлиявших на развитие и восприятие искусства.

Первый аспект связан с религией. «Бог умер», — пророчески высказался знаменитый философ Фридрих Ницше. По сути, эта фраза означает, что если в традиционном обществе существование Бога было фактом и он находился в единой реальности с людьми, то в эпоху модерна он перестал быть частью внешней реальности, превратившись скорее во внутреннюю идею. Безусловно, это обстоятельство повлияло и на мир искусства. 


Новые технологии — еще один фактор, напрямую оказавший влияние на развитие искусства (и началось всё с фотографии).

На формирование современного искусства также влияют процессы глобализации. Это выражается во взаимном проникновении культур, смешении западной и восточной эстетики, универсализации образов благодаря массмедиа.

Следует отметить, что искусство — явление остро подверженное социальным процессам и тесно связанное с историческим контекстом. Искусство — то, чем живет общество в данный момент.

Этот тезис можно проиллюстрировать высказываниями Николя Буррио о реляционном искусстве. Так, по мнению Буррио, сама по себе возможность появления реляционного искусства связывается с «зарождением культуры глобального города». Всеобъемлющая урбанизация после Второй мировой войны в существенной степени активизировала процессы социальных обменов между индивидами. По логике исследователя, без глобальных городов, где мы чувствуем себя словно песчинки в огромном макрокосме, не было бы необходимости в появлении реляционного искусства в принципе. 


 Для оценки и понимания современного искусства, впрочем, как и классического, необходимо идентифицировать задачу художника и понять, как он решает ее в своем произведении.

Появление новых задач автора, диктуемых современными реалиями, влияет на способы выражения и облик произведения искусства.

Так, оно совершенно необязательно должно вызывать чувство гармонии, любви, восхищения (а часто, напротив, должно провоцировать фрустрацию, отвращение, страх), что определяет и его внешнее воплощение. 

В качестве примера рассмотрим, как менялись задачи художника-ювелира и функции ювелирных украшений во времени.


Если в Древнем мире украшения выполняли функцию оберега, тотема, являлись показателем социального статуса, в Средневековье олицетворяли религиозную символику, в эпоху романтизма переносили зашифрованные послания, но неизменно «украшали», то теперь и эта главная задача ювелирного предмета искусства уходит в прошлое, оставляя место выражению социальной позиции автора. Это может быть манифестация экологических проблем через использование в украшении объектов, бывших в употреблении (а иногда и просто бытового мусора), выражение опасений о жизни в обществе сверхпотребления, тревога о вымирающих видах животных, о проблемах социального неравенства и многое другое. Безусловно, это повлияло на внешний вид ювелирных украшений, заставило художников отказаться от традиционных драгоценных металлов и камней, привычных форм и линий, знакомой взгляду эстетики. Однако это не означает, что создаваемые объекты перестали быть произведениями ювелирного искусства с точки зрения технического воплощения и идеи создаваемого объекта.


 В качестве заключения хотелось бы отметить следующее. Современное искусство — это зеркало нашего общества, отражение его проблем, мультикультурности, пресыщенности, «глобальности», то есть полноправное явление своего времени.

Современное искусство не могло и не может развиваться по пути классического. Тому есть целый ряд причин экономического, социального и технологического характера.


Было бы ошибкой сравнивать классическое и современное искусство, противопоставлять их друг другу, а тем более наделять характеристиками-оценками («плохой» — «хороший», «понятный» — «непонятный»). Искусство всегда говорит с нами на языке своего времени и является для художника средством выражения актуальных тем и взглядов. 
ИСКУССТВО