А и сильные, могучие богатыри на славной Руси. Век стоит Русь — не шатается. И века простоит — не шолох... не шалох... не шелохнется!
Так начиналась бесконечная и запутанная, как настоящие былины, история — с одного фильма с незатейливым сюжетом.
Как «Три богатыря» стали символом современной российской мультипликации? И при чем тут «Шрек» и Балабанов?
Время чтения: 5 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Импортозамещение
В 2003 году вышел «Карлик Нос», первый фильм студии «Мельница», созданный по всем канонам Диснея. Несмотря на высокие оценки критиков, большой популярности он не снискал. Тогда «Мельница» обратила внимание на работы DreamWorks.
Начало 2000-х было временем триумфа «Шрека». Постмодерновое переосмысление сказок, слом клише, остроумные шутки — эту формулу воплотили в «Алеше Поповиче». Только вместо историй о принцессах за основу взяли былины о богатырях.
Русский дух
В живописи главным мастером русской темы был Васнецов. Он не изображал реальные исторические сцены, а стремился передать «русский дух». Этим путем пошла и студия «Мельница».
«Три богатыря» создали новый канон «русской народной» анимации, где смешиваются былины, сказки и исторические анекдоты. Получилось поп-культурное переосмысление мифологического прошлого вроде «Астерикса и Обеликса».
Не смеши мои подковы
Мир богатырей понятен любому зрителю, потому что сказка здесь — лишь сеттинг для комментария к реальности. Тут есть и древнерусский хип-хоп, и отсылки к Тарантино и Балабанову, даже поднимаются вопросы журналистской этики.
Фильмы подшучивают на грани сарказма, но никого не обижают. Ведь они иронизируют и над собой, в том числе над своей главной проблемой — самоповторами и потерей качества.
Спасите богатырского коня
Режиссером первого фильма был Константин Бронзит, двукратный номинант на Оскар: за мультфильмы «Уборная история — любовная история» и «Мы не можем жить без космоса». Поэтому «Алеша Попович» полон ярких режиссерских решений, а анимация, несмотря на простоту, динамичная и запоминающаяся.
Но с каждым фильмом франшиза теряла остроумие, а истории стали отличаться друг от друга лишь декорациями.
Герои
Зато персонажи за 20 лет не изменились. Они и оказались главным секретом столь долгой жизни «Трех богатырей».
Причем фаворитами стали не главные герои, а князь, Баба Яга, Колыван и конь Юлий, которые выполняют функцию comic relief. У них нет богатырской силы, зато в них мы чаще узнаем себя, да и самые яркие эпизоды и цитаты принадлежат именно им.
«Три богатыря» сделали «Мельницу» одной из ведущих анимационных студий и дали стилистический и идейный фундамент другим фильмам, переосмысляющим русский фольклор. А первые фильмы франшизы уже стали культовыми.
И пусть сейчас ты вряд ли можешь вспомнить, какой по счету фильм выходит в этом году, спорим, ты до сих пор цитируешь Юлия и помнишь тот самый танец под «там-таридари-там-таридам».
Автор: Елизавета Фандорина, философ (РГПУ им. Герцена), кинокритик (СПбГУ), исследователь культуры