Есть люди, которые навсегда вошли в историю. А есть те, которым удалось это сделать по-семейному. Например, братья: Люмьеры, Гриммы, Уорнеры… создатели палочек Twix, в конце-концов. И, конечно, братья Стругацкие! Вы точно о них слышали, но кто же это такие? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Двое как один
Старший брат Аркадий (1925–1991) пробовал писать ещё в довоенное время — это была повесть «Находка майора Ковалёва», утерянная в блокадном Ленинграде. Первое опубликованное его произведение — рассказ «Как погиб Канг». А Борис (1933–2012) начал заниматься литературным творчеством в 50-х годах.
Совместный рассказ братьев был опубликован в 1958 году. Назывался он «Извне» и напечатали его в журнале «Техника молодёжи». Уже потом из этого рассказа получилась повесть. В ней разные герои описывают космических пришельцев или «пауков», которые после появились и в других произведениях Стругацких. А уже через год появилась повесть «Страна багровых туч».
Так и родился писатель «братья Стругацкие». И они вошли в список самых известных соавторов художественной литературы. И, конечно, стали самыми известными советскими фантастами.
Классики научной фантастики
Вместе Аркадий и Борис написали более 30 произведений. Все они созданы в жанре научной и социальной фантастики. Но это не значит, что произведения похожи друг на друга или эксплуатируют одну и ту же тему.
Их творчество разнообразно. Например, почти сказочная история о научно-исследовательском институте чародейства и волшебства — НИИЧАВО — из повести «Понедельник начинается в субботу» и «Сказки о тройке». «Сказки» могли быть всего лишь смешным переложением русского фольклора, а стали повестью о смелых, влюблённых в свою работу людей, настоящих исследователей и мечтателей. А также Зона Посещения из повести «Пикник на обочине», что послужила основой для «Сталкера» Андрея Тарковского и компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. Это сюжет о добровольном порабощении, когда остатки «инопланетного мусора» медленно, но верно меняют людей.
В некоторых произведениях герои не сталкиваются с пришельцами, а сами играют эту роль. Как, к примеру, в «Граде обречённом»: земляне XX века становятся частью эксперимента. Или как в повести «Трудно быть богом»: учёный Института экспериментальной истории наблюдает за планетой, переживающей своё Средневековье.
И совершенно ни на что не похожая, любимая повесть самих Стругацких — «Улитка на склоне». Полная аллюзий, иносказаний, вопросов и неопределённости. Она об абсурдности и непознаваемости мира, а также об упорстве человека в попытках понять Вселенную.
Мыслители, философы, профессионалы своего дела
Но даже при беглом и поверхностном описании ясно — Стругацкие фантасты не в привычном понимании. Человеком они интересуются гораздо больше, чем воображаемым миром будущего. Их произведения действительно социальные и даже философские. Их ещё называют «интеллектуальной прозой».
Авторы задаются вопросами о месте человека в мире, о том, что делает человека человеком и о том, что, наоборот, меняет его и превращает в животное.
Стругацкие — невероятно образованные люди. С детства они имели возможность читать зарубежную литературу, в совершенстве знали иностранные языки. Аркадий — не только английский, но и японский. Он переводил произведения Кобо Абэ, Рюноскэ Акутагавы и многих других писателей. Неудивительно, что в художественном мире Стругацких много японской культуры.
Борис был астрономом и работал в Пулковской обсерватории. Он Был и инженером. Побывал в экспедиции на Кавказе, которую и описал в одной из новелл — «Страна багровых туч». Поэтому их фантастика по-настоящему научная.
Демиурги и советские писатели
Как и многие талантливые писатели, тщательно продумывающие детали, Стругацкие со временем создали литературную вселенную Мир Полудня. Названа она так по утопии «Полдень. XXII век». Это мир прогресса, новых технологий, творчества и открытий. Частью Полудня со временем становятся и другие произведения авторов: «Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер», «Парень из преисподней» и т. д.
Это мир, где нет стран и границ, а человек проходит биоблокаду, избавляющую от болезней и угроз внешней среды. Управляет всем Мировой совет, состоящий из учёных, философов, врачей и учителей. Люди с детства учатся в интернатах, главная задача которых найти талант ребёнка и раскрыть его.
Освоение космоса начинается с открытия деритринитации, когда космический корабль развивает скорость, позволяющую как бы «прокалывать» пространство. А после изобретают и нультранспортировку — любой человек может сдать экзамен и свободно путешествовать по Вселенной.
Конечно, основой для такого мира становится вера коммунистического человека в светлое будущее. И Мир Полудня — вселенная, где торжество коммунизма, представленного в идеалистическом и утопическом свете.
По мере «взросления» Стругацких в их произведениях появляется всё больше проблемных вопросов. Это муки выбора, с которыми неизбежно сталкиваются герои. Случается что система даёт сбой, идеалы кажутся недостижимыми, человек превращается в жертву «теории вертикального прогресса» и просто перестаёт быть человеком.
Стругацкие — правдивые писатели. Поэтому с самого начала они сталкивались с цензурой: как из-за мелочей вроде ругательств, иносказаний, так и за «идейную ущербность». В итоге «Улитка на склоне» была полностью опубликована лишь спустя 20 лет!
Так что братья Стругацкие — это фантасты, для которых художественный мир стал инструментов для осмысления сложных вопросов. Причём фантасты-мастера — с неиссякаемым воображением и широким кругозором.