До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как воспитывали детей в семье императора Николая II?

Есть мнение, что дети в богатых семьях вырастают избалованными, капризными, ленивыми. Они не знают отказа и живут в роскоши. Однако семья последнего русского императора Николая II — исключение из правил. Как супруги воспитывали детей, и как проводили свой досуг княжны и цесаревич? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Простая еда, твердые кровати и работа в госпитале

Царская семья была многодетной. Она состояла из императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и цесаревича Алексея. Детей воспитывали в атмосфере любви, уважения и строгости. Хотя царская семья и была богатая, супруги не приучали детей к роскоши. Младшие дочери донашивали платья за старшими, у детей были простая еда и твердые кровати. Дорогие подарки им не дарили. Так, свое первое украшение, а именно золотой браслет, девочки получили в двенадцать лет, а жемчужное ожерелье — в шестнадцать. Дети росли не избалованными, им нравилось учиться, заниматься музыкой, читать книги, общаться с родителями.
Императрица Александра Федоровна приучала детей заботе о других. В период Первой мировой войны она вместе с княжнами работала в госпитале для раненых солдат. А Николай II брал сына на фронт, чтобы показать ужас войны. Родители считали, что нельзя прятать детей от неприятностей. Они должны уметь брать ответственность за свою жизнь и жизнь подданных и быть чуткими к чужой беде.

Навыки тайм-менеджмента

Каждый день у детей был расписан по часам. Они учились, играли, гуляли, девочки рукодельничали. Учеба начиналась в восемь утра. Дети изучали немецкий, английский, французский языки, закон Божий, историю, географию, грамматику, арифметику. Каждый ребенок имел таланты и склонности. Например, Ольга любила изучать разные науки, Татьяна предпочитала заниматься рукоделием, Мария — рисованием, Анастасия мастерски выстраивала коммуникацию, а Алексей интересовался военным делом.


Одним из любимых видов досуга было чтение. В семье любили обсуждать книги, таким образом закладывая детям нравственный фундамент.
Дети очень редко выезжали на балы, они не интересовались светской жизнью. Вместо этого княжны и цесаревич проводили время с родителями. Они устраивали театральные постановки, катались на шлюпках, учились стрелять, разгадывали головоломки.

Занятия царских детей: разбивка огорода и колка дров

Императрица учила дочерей заниматься домашними делами. Княжны умели шить, гладить, наводить чистоту в доме. Уже в детстве им прививали чувство долга перед будущим супругом и детьми.
Полученные навыки пригодились детям, когда семья оказалась под арестом в Царском Селе, в заключении в Екатеринбурге. Вместе с отцом и слугами они разбивали огород, кололи дрова. И при этом не прекращали учиться.
В царской семье особое значение уделяли воспитанию патриотизма. Старшие девочки после окончания курсов медицинских сестер оказывали помощь раненым военнослужащим. Во время войны княгиня Ольга возглавляла комитет помощи родственникам солдат, а Татьяна — комитет помощи тем, кто бежал от войны.
Религиозность также играла большую роль в семье. Родители и дети каждый день читали утренние и вечерние молитвы, молитвы перед едой и после еды, ходили на праздничные и воскресные службы, посещали монастыри. Императрица учила детей послушанию, так как это христианская добродетель.
ИСТОРИЯ