Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Ходячий замок» — это фильм о войне?

«Ходячий замок» — самый кассовый фильм Миядзаки. После того как западный зритель открыл для себя «Унесенных призраками», каждая новая работа мастера становилась мировой сенсацией. В статье разберем, какие смыслы Миядзаки спрятал в красивой сказке о проклятой девушке и несносном волшебнике.

Время чтения: 7 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Образы Европы

В «Ходячем замке» режиссер смог воплотить свое видение прекрасной старой Европы, которое он впервые использовал в картине «Ведьмина служба доставки». Однако настроения этих фильмов совершенно разные. История о становлении и взрослении юной ведьмы Кики разворачивается на фоне пасторальных пейзажей уютного прибрежного городка, напоминающих по атмосфере безмятежность книг Астрид Линдгрен. Ее жители доброжелательны, море спокойно, а лес оказывается почти волшебным убежищем для молодой художницы. Здесь Кики вдохновляется простой жизнью и взрослеет.
«Ходячий замок» (2004)
В «Ходячем замке» же идиллические картины фэнтезийной Европы обрамлены тревожными символами индустриализации. Это и поезда, шумящие под окном мастерской Софи, и летательные аппараты, перевозящие бомбы над городами мирных жителей. Будни горожан омрачены постоянным тревожным присутствием военных, а над их головами разлетаются агитационные листовки.

Ценность семьи

В своих работах Миядзаки не устает подчеркивать ценность семьи, и «Ходячий замок» не исключение. Режиссер критикует современную ситуацию, где родственники отдалены друг от друга. А молодое поколение (как Хаул) и вовсе предпочитает одиночество.

Главный герой заключает договор с демоном Кальцифером, и в обмен на сердце он получает его силу. Хаул стремится к абсолютной свободе, но позже понимает, что это было не свободой, а постоянным побегом от самого себя.
«Ходячий замок» (2004)
К слову, хоть Кальцифер живет с Хаулом в фантастической Европе, он, скорее, наследник японских Ками. Это божества, которые перешли в культуру из синтоистской религии. Кальцифер не имеет злых или добрых намерений, у него свои цели и желания, он бывает капризен и обидчив. Но он привязывается к Хаулу и Софи, соглашается отдать сердце волшебника. А позже остается с ними по своей воле, потому что находит в их семье свое место.
И пусть в фильме родная семья Софи отстраняется от нее и даже предает ее, героиня находит новую, где выстраивает гармоничные отношения. Именно семья, куда вернулся даже несносный Кальцифер, становится тем источником, который дает силу главным героям начать новую жизнь.

Так в простой жизни, любви и крепких семейных узах Миядзаки видит спасение от ужасов войны и жизненных невзгод.

Антимилитаризм

Война упоминается в книге как один из поводов для Хаула сбежать от любой ответственности. Но Миядзаки — ребенок, переживший Вторую мировую войну и хорошо помнящий бомбардировку родного города. Всю свою жизнь он был антимилитаристом. Он даже не приехал на церемонию вручения премии «Оскар», чтобы забрать награду за «Унесенных призраками», т.к. испытывал отвращение к войне в Ираке. Поэтому именно война становится одной из главной тем его нового фильма.

Мы видим здесь многочисленные бомбежки, небо в огне, горящие дома и Хаула, который бежит от военной обязанности перед королем. Ему противна бойня, которую развязали политики — но в итоге он находит «то, что ему хочется защищать». Конечно, это Софи и их странная семья, состоящая из ученика Хаула Маркла, демона Кальцифера, старого пса Хина, чучела Репки и даже Ведьмы Пустоши, утратившей свою силу.
«Ходячий замок» (2004)
Но Хаул борется не за одну из сторон, а против войны как таковой. Иронично, что герой, который осуждает превратившихся в орудия убийства магов, сам постепенно теряет человеческий облик. Так Миядзаки демонстрирует нам, что даже благие намерения не спасут человека, вступившего в битву, от превращения в убийцу. Для него нет благородного пути воина: война — это всегда зло.

Несмотря на вполне реалистичный антимилитаристский посыл, фильм заканчивается как сказка. Репка оказывается заколдованным принцем и, обратившись обратно в человека, обещает закончить войну. Миядзаки понимает, что в реальности это невозможно, но для своей истории выбирает именно это волшебный конец.
КИНЕМАТОГРАФ ФИЛОСОФИЯ