До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Разбор самой загадочной картины Мане

Мнение «Правого полушария Интроверта»
Время чтения - 1 минута

Приложение для саморазвития. Скачать

Автор: Никита Добряков

«Бар в Фоли-Бержер» – последняя большая работа Мане, которую мастер написал за год до смерти. Он выставил ее в 1882 г. на Парижском Салоне вне конкурса: художник наконец-то получил признание со стороны Академии, которого он так долго ждал (напомню, что ранее он попал под немилость академиков своими картинами «Олимпия» и «Завтрак на траве»). И это очень необычная картина. Почему? Давайте разбираться.

Что мы видим?

Центр картины занимает девушка за барной стойкой. Она смотрит прямо перед собой, но не на нас, зрителей, а словно сквозь нас (сравните с направленным взглядом «Олимпии»). Как и полагается, на барной стойке стоят различные бутылки. И мы видим занятный задний план – это и есть то самое пространство «Фоли-Бержер», кафе-концерта, где парижская публика смотрела представления и выпивала (как удобно, когда буфет находится прямо в концертном зале, да?). И это пространство мы видим... в отражении.

image

Зеркало


Именно здесь скрывается главная загадка этой картины. Зеркало показывает нам неправильное отражение. И в этом легко убедиться, посмотрев на правую часть картины, где главная героиня наклонилась к заказчику, в то время как мы ясно видим, что она ни с кем не разговаривает.


Это несоответствие отражения действительности – умышленная «шалость» художника. Это можно установить по его эскизам, где позиция девушки отражению соответствует. Но зачем он это сделал?

Интерпретация


Вот одно из объяснений: с помощью несовпадения переднего плана и отражения Мане «раздваивает» реальность. В одной реальности девушка на самом деле разговаривает с клиентом. В другой – отрешенно смотрит сквозь пространство. Знаете это чувство, когда посреди шумного праздника вы вдруг из него «выключаетесь»? Этому состоянию внезапной отрешенности противопоставляется шумное веселье заднего плана: зрители пьют, разговаривают, рассматривают друг друга в лорнеты, идет цирковое представление (посмотрите на ноги в левом верхнем углу).

Эта грусть может также объясняться тем, что у девушек «Фоли-Бержер» была репутация продавщиц не только напитков, но и любви. Мане намекает на это бутылками шампанского – их форма повторяет очертания фигуры девушки. Таким образом она сама становится «товаром» на этой «витрине». Подобная социальная критика была не чужда художникам этого периода.

image

Так ли неправильно отражение?


Один исследователь провел эксперимент: воссоздал эту сцену и посмотрел, может ли отражение на самом деле быть таким. И оказалось, что может (см.фото). Это сложнейшая работа с пространством и перспективой. Мане создал настоящую головоломку! Тем не менее это не объясняет взгляд героини: девушка за барной стойкой не могла себе позволить такой отстраненности при общении с клиентом. Ее задача – флиртовать с платежеспособными мужчинами и раскручивать их на напитки. А девушка, которая смотрит на нас, явно не участвует в какой-либо коммуникации.


Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!
ЖИВОПИСЬ