«Мазня», «цветные пятна», «обои» и даже «сифилис» — так ругали их творчество беспощадные критики. Когда-то над ними смеялись все. Сегодня картины художников-импрессионистов — Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Альфреда Сислея, Берты Моризо — считаются классикой истории искусства.
Импрессионизм — это не стиль, а одно из ключевых течений в искусстве XIX столетия. Он зародился во Франции и распространился по всей Европе.
Импрессионисты полностью изменили систему живописи. Они брали сложные тона, раскладывали их на чистые цвета, а затем накладывали на холст раздельными мазками.
Вблизи это выглядело как непонятное месиво. Но стоило отойти на несколько шагов, как цвета смешивались оптически — в глазу смотрящего. Внезапно из хаотичного смешения красок рождался образ.
Представители этого направления жертвовали четким контуром, деталями и гладкой фактурой. Зато им удавалось главное — передать впечатление от реальности, схватить ускользающее мгновение и перенести на холст.
Сюжет или его отсутствие
Настоящему импрессионисту сюжет не нужен. Точнее, ему точно не нужен сюжет из древней истории, мифологии или священных текстов. Его мало интересуют проблемы современного общества и сложные философские вопросы.
Импрессионисты наслаждаются простой повседневной жизнью. Они умеют радоваться мелочам: приятной прохладе тенистого сада, отражению водяных лилий в глади пруда, солнечным бликам на лице девушки. Их сюжетом становится сама жизнь и любование ею. Они выходят из душных мастерских и пишут на природе — под открытым небом, в лесу и даже в лодке. Героями их картин становятся свет и тени, нежные и изменчивые цветовые рефлексы.
Кто изобрел импрессионизм
Импрессионистов часто называли «бандой Мане». На самом деле Эдуард Мане был предшественником, другом и главным идейным вдохновителем нового направления — и только. Сам он не разделял принципы импрессионистов и никогда не принимал участия в их выставках.
Основные живописные приемы импрессионизма изобрели Клод Моне и Огюст Ренуар. Они первыми обратились к особой манере живописи, а в 1869 году покинули мастерские и вышли на пленэр.
Импрессионисты против Салона
Импрессионисты противопоставляли свою манеру искусству Салона — самой престижной выставки и официальной экспозиции Академии изящных искусств. Чем был парижский Салон того времени, можно судить по картине Александра Кабанеля «Рождение Венеры». Она стала «гвоздем экспозиции» 1863 года.
По сравнению с работами импрессионистов, салонная живопись выглядела чрезмерно выхолощенной. Зато она была профессиональной, гармоничной, а главное, понятной заказчикам.
Попасть на Салон было сложно даже академистам. У импрессионистов, которые порвали с традицией, игнорируя вкусы большинства, не было ни малейшего шанса.
Салон Отверженных
Импрессионистам помог случай. А ещё — император Франции и большой любитель салонного искусства, Наполеон III. Императору надоело выслушивать жалобы неудачливых живописцев, не принятых на Салон. Он явился на выставку и лично осмотрел отвергнутые жюри произведения. Решив, что они не уступают по качеству принятым, Наполеон III организовал для них Салон Отверженных. Это произошло в 1863 году.
Во избежание споров, «отверженные» произведения расположили в алфавитном порядке. В итоге выставка превратилась в странную мешанину картин. Работы малоизвестных тогда новаторов: Мане, Писсарро и Сезанна — оказались в компании салонных венер и амуров.
Реакция общественности была неоднозначной. «Запретная» выставка интересовала посетителей явно больше, чем официальный салон. При этом публикации в прессе были по большей части негативными, а реакция публики — отрицательной. Главный скандал разгорелся вокруг полотна Мане «Завтрак на траве». Изображение обнаженной девушки в обществе одетых мужчин шокировало зрителей.
Выставка мятежников
В 1874 году, через одиннадцать лет после «Салона отверженных» состоялась еще одна скандальная выставка — первая выставка импрессионистов. Ради нее парижское ателье их друга, фотографа Надара, на один месяц превратилось в музей. В выставке приняли участие тридцать художников, разделявших принципы нового направления.
Экспозицию моментально окрестили «выставкой мятежников», а живописцев обвинили в аморальном поведении. Сейчас такая трактовка вызывает недоумение. XX век сильно изменил наши представления о границах приличного в искусстве. Современный зритель не понимает, что аморального можно было найти в портретах Ренуара или в пейзажах Сислея. Но посетители первой выставки импрессионистов были настроены критично.
На выставке была представлена картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant) 1872 года. Она дала название новому направлению в живописи. Желая выразить свое недовольство небрежной манерой художников, молодой журналист Луи Леруа обозвал их «импрессионистами». Это слово сначала воспринималось как ругательное, но быстро прижилось и потеряло негативный оттенок. К тому же термин оказался удачным. Он передавал суть движения: перенос впечатления на холст.
Импрессионистам удалось то, что прежде было недоступно другим художникам. Они смогли поймать и перенести на полотно мимолетное впечатление, ускользающее мгновение жизни. А может, и саму жизнь.