Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Современная литература: феномен Кадзуо Исигуро

Мы не всегда успеваем за современной литературой, потому, что она развивается вместе с нами. Но есть авторы, которые уже обрели мировую популярность. Один из таких — Кадзуо Исигуро. О чём он писал и почему его сравнивают с Набоковым? Давайте разбираться.

Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Нобелевский лауреат

Мировую известность Кадзуо Исигуро получил после присуждения Нобелевской премии. Что неудивительно, ведь эта самая большая литературная награда и самая известная в мире премия.
Присудили её не за конкретный роман (как, например, было с Шолоховым или Голсуорси), а за творчество в целом. Произошло это в 2017 году: шведская академия отметила автора, который «в романах великой эмоциональной силы открыл пропасть под нашим иллюзорным чувством связи с миром».
Сам автор, кстати, не сразу поверил в свою победу. В интервью он признавался, что счёл эту новость уткой. Только журналисты BBC на пороге смогли убедить его в обратном. Да и в списках букмекеров Кадзуо Исигуро не выделялся — в тройке лидеров были Нгуги Ва Тхионго из Кении, Маргарет Этвуд и Харуки Мураками.
Правда когда о новости узнали, обрадовались все: критики (часто недовольные), сам писатель и читатели. А также издатели, которые стали продавать романы Исигуро на 40 языках.

Британский писатель

На всех аннотациях Кадзуо Исигуро представлен как британский писатель японского происхождения. Это правда. Лауреат родился в Японии, но в шесть лет переехал в Англию, где потом рос, учился, работал… и прославился.
Ажиотаж произвёл роман «Остаток дня»: за него автору присудили Букеровскую премию, причём члены жюри проголосовали единогласно. А критики прозвали это произведение «одним из самых английских романов XX века».
Главный герой — идеальный дворецкий Стивенс, всю жизнь посвятивший долгу: сервировке столов, управлению рабочими и чистоте пола. Его служба пришлась на непростое время: годы наступления фашистской Германии, предчувствия войны и тяжёлые последствия. Но тот словно и не заметил происходящего. Он никогда не покидал поместье — зачем весь мир, если весь мир был в этом доме?
В 50-х всё это осталось в прошлом. Поэтому большая часть романа — воспоминания об ушедшем и потерянном. Стивенс решит не переживать об упущенных возможностях — он намерен прожить свой «остаток дня».

Настоящий меломан

В литературе Кадзуо Исигуро заметили сразу. В 1981 году он опубликовал три рассказа в антологии, а уже в 1983 году вышел первый роман. Его тут же выдвинули на грант и причислили к списку талантливых молодых писателей.
Правда до этого Исигуро хотел стать музыкантом. Он выступал в клубах и присылал продюсерам демозаписи, но результата не достиг. Зато писателю удалось пронести любовь к музыке в литературу — он даже выпустил сборник рассказов «Ноктюрны». В нём пять простых сюжетов о разных людях. И музыка — не только основная тема историй, но и фон повествования.
Общая музыкальность — характерная черта текста Исигуро. Это особое сочетание грустной мелодичности и чистого языка. Та самая чистота помогает выявить в нём иностранца. Ведь текст Исигуро даже более английский, чем у любого другого британского писателя.
Именно поэтому Исигуро сравнивают с Владимиром Набоковым и Джозефом Конрадом — тоже создавшими классические произведения на неродном для себя языке.

Пишет одну и ту же книгу

Именно так Кадзуо Исигуро однажды высказался в интервью. Что на самом деле звучит странно — некоторые его произведения можно назвать реалистичными, другие — фантастическими или даже фэнтезийными. Они различны по сюжету, героям и изображённому миру. Назвать это одной книгой сложно.
Например, его второй громкий роман «Не отпускай меня» (из-за песни Джуди Бриджуотер Never let me go) — полная противоположность «Остатку дня». Главная героиня — молодая девушка, сюжет основан на загадке; показано альтернативное прошлое. Это антиутопия, мир которой раскрывается постепенно — в нём описывают жизнь клонов, созданных для пересадки органов.
В книге никто не видит в происходящем странного. Главным вопросом становится идея Хейлшема (интерната, в котором выросли герои) — тот задумывался как эксперимент, доказывающий существование души у клонов. Но политическая ситуация в мире меняется, и Хейлшем больше не нужен — а жизнь клонов, вероятно, становится совсем далёкой от человеческой.
Несмотря на это во всех произведениях есть общие темы. Это тема личной памяти — ведь герои (даже андроид из последнего произведения «Клара и солнце») блуждают в воспоминаниях о прошлом.
И памяти исторической — ведь сюжеты касаются бомбардировок Хиросимы и Нагасаки («Там, где в дымке холмы», «Художник зыбкого мира»), послевоенного времени («Остаток дня») и даже Средневековья («Погребённый великан»). Что роднит Исигуро с японской литературой — она меланхолична и часто осмысляет историческую травму.
Кажется, что творчество Исигуро можно назвать социальным. Оно поднимает сложные вопросы свободы и выбора, идею служения и общественной иерархии. Но вместе с тем, это скорее метафора действительности — автор не пытается указать на проблемы времени. А наоборот показывает, что те всегда одинаковы. Книга, которую имеет в виду Исигуро — наша жизнь.
Впрочем, взглядов на творчество Кадзуо Исигуро много. На вопросы он обычно улыбается и кивает — наверное, можно толковать и так. Остаётся только прочитать его произведения и составить собственное мнение.

Правое полушарие Интроверта

2022-12-16 20:06 ЛИТЕРАТУРА